12.9 C
Саранск
Вторник, 23 апреля, 2024

В 45-м Машеньке из мордовской Сыропятовки пожал руку сам маршал Жуков!

Баб Маш, расскажи, на войне страшно было? — пытливо спрашивает 13-летний Яков свою легендарную прабабушку, участницу Великой Отечественной войны, бывшего военного связиста Марию Дмитриевну Кострову. Они живут сейчас вместе в поселке Ялга, в пригороде Саранска. После школы Яков первым делом бежит к всегда приветливой и улыбающейся прабабушке, продолжает череду вопросов, которые волнуют подростка: «а спали вы на чем во время войны? А что ели и убирал ли кто за солдатами еду? А правда ли, что солдаты в войну пешком прошагали до самого Берлина?» Мария Дмитриевна нежно гладит правнука по голове и обстоятельно отвечает на все его вопросы.

На фронт в 18 лет! 

Родилась Мария в селе СыропятовкаЛадского, ныне Ромодановского района, 27 марта 1924 года. Девяносто шесть годков стукнуло в этом году, а все же не верится ей — душа-то по-прежнему молодая. Двадцатые годы прошлого столетия простыми не назовешь в истории нашей страны. Помнит Мария Дмитриевна еще ту пору, когда не было колхозов, а ее родители Дмитрий Васильевич и Екатерина Герасимовна Демины, как и все остальные жители Сыропятовки были «единоличниками», потом дружно вступили в местный колхоз. 

По окончании восьми классов Мария Демина поступила в саранское медучилище, да война помешала всем планам. Отец и брат Николай сразу ушли на фронт. Пришел черед и восемнадцатилетней белокурой Маше в феврале 1943 года идти на фронт. У мамы на руках остались трое малолетних деток. Мать собрала в военную дорогу для Маши все самое ценное, что было в доме: мешок с сухарями, баночку сливочного масла. Лучшую фуфайку, самые теплые штаны и носки мама вручила дочери, и сама сопроводила ее на лошади вплоть до саранского военкомата. Так началась боевая биография солдата, а чуть позже — ефрейтора Маши Деминой. 

В Москве Мария попала в женский запасной полк, где она получила солдатское обмундирование, огромные шинели и гимнастерку с засаленными воротниками. Все было «б/у», доставшееся девчатам по наследству от прежних владельцев — солдат, скончавшихся в военных госпиталях. Девчушки «тонули» в огромных шинелях, были похожи в них, скорее, на медведей, смеялись от неуклюжести друг друга. Учились военному делу, стреляли, чистили картошку. Приняв присягу, военный связист Мария Демина отправилась из Москвы пешим ходом до своей военной части, относившейся в ту пору к Западному фронту.

Боевое крещение 

Уже в части, под Вязьмой, молодого бойца переодели в подобающую молодой женщине новенькую форму: и шинельку справили, и даже юбку выдали с кирзовыми сапогами. В первый же день дали боевое задание — доставить секретный пакет командованию соседней части. Через реку Березину Мария пыталась переплыть на небольшом плотике, да не тут-то было: кругом взрывались снаряды, на минах повсеместно подрывались и немцы, и наши бойцы.  Мария со страху в новенькой шинели упала в реку, но не утонула, задание выполнила: доставила пакет-донесение в нужное место.  Вот так солдат Мария Демина выполнила первое боевое задание, вернулась в мокрой шинели, ночевала в холодном сарае. И никакого насморка, никакого кашля! Высокий моральный солдатский дух не позволял Марии и ее сослуживцам в годы войны обращать внимания на малодушные «сопли» и «чихи». 

В составе 158 батальона связи ефрейтор Демина воевала в составе Первого Белорусского фронта, освобождала Смоленщину, Белоруссию. День освобождения Бреста — 28 июля 1944 года Мария Дмитриевна помнит до сих пор как дату своего рождения. Боевая дорога привела 20-летнюю связистку в Польшу, особенно тяжелые бои были под Варшавой. Спецмашины с аппаратурой связи бойцы маскировали, укрывали кустарником от беспрестанных бомбежек, мостов почти не было, а что и были, то были сделанными наспех, временными. За взятие Варшавы у Марии Деминой осталась Похвальная грамота от Главнокомандующего И.В.Сталина!

В памяти ветерана остались сложные боевые переправы через польскую реку Вислу, немецкие — Одер и Шпрее. Географию Европы бравый ефрейтор Мария Демина изучала не по книжкам, а что называется, ползком по не совсем благоприятной местности, в лучшем случае — пешком. Такова была специфика службы военных связистов, телефонистов. «Это ведь, когда связь работает исправно, о ней мало кто вспоминает, а когда случались проблемы, то командиры устраивали такой переполох, мало не покажется», — вспоминает сейчас Мария Дмитриевна.

Встреча с Маршалом 

Уже почти 75 лет прошло с войны, а разве позабыть штурм Берлина в конце апреля 1945 года? Военные связисты первыми узнали о взятии Рейхстага, водружении Знамени Победы. Радость была беспредельная! «В мае 1945 года под Берлином к нам в штаб внезапно зашел сам Георгий Константинович Жуков в сопровождении генерала армии Телегина, — вспоминает Мария Дмитриевна, — нас, девчонок, построили в два ряда для торжественного объявления о Великой Победе. Георгий Жуков лично пожал руку каждой из нас.  А ведь мы были кто? Просто девчонки — солдаты, ефрейторы…

Мы просто остолбенели от внезапного счастья, с открытыми глазами и ртами стояли после ухода Жукова больше часа. Все прекрасно понимали уже тогда выдающуюся роль Жукова в разгроме гитлеровской Германии. До сих пор не могу забыть по-отечески сильное рукопожатие Георгия Константиновича… Он был годком моего отца!»

Жаль, не было тогда фотоаппарата под рукой ни у кого. Фотография с Г.К.Жуковым  стала бы бесценной реликвией. Впрочем, в войну, особенно на передовой, было не до фотографий. 

 «Бабушка у нас закаленная!» 

…А послевоенное лихолетье было все-таки счастливым. Демобилизовавшись, Мария закончила сельскохозяйственный техникум в Кемле. Стала агрономом. Познакомилась с замечательным парнем Константином Костровым. В 1950 году расписались, свадьбы не было, да и не на что было ее играть. Три десятка лет прожили душа в душу вместе. Родили троих деток. Всех поставили на ноги, вывели в люди. Супруг закончил Тимирязевскую сельхозакадемию, защитил кандидатскую диссертацию. 

Сама Мария Дмитрия больше сорока лет проработала агрономом, старшим лаборантом химлаборатории опытной сельскохозяйственной станции в пригороде Саранска. На ее анализах почвы десятки ученых защитили диссертации, дай Бог им всем здоровья. 

Сейчас Мария Дмитриевна окружена вниманием и заботой близких и родных.  Убеленная сединой ветеран старается до сих пор во всем быть полезной окружающим.  Знаменитыми пельменями, пирогами с капустой, мясом, луком-яйцом восхищаются до сих пор не только родные, но и соседи по дому. Вот и на свое 96-летие она к приходу родственников наготовила фирменных, «костровских», пельменей. 

— Бабушка, а ты у нас закаленная, в мокрой и холодной одежде зимой в войну ходила и все было ни почем! Ты у нас просто молодец, — говорит с восхищением внук Дмитрий, дарит бабуле огромный торт, цветы и просит: «Живи, пожалуйста, подольше!»

-Буду стараться, товарищ внук, — с улыбкой отвечает Дмитрию и свиом правнукам беспредельно любящая их легендарная фронтовичка…

Олег КОРЧИГАНОВ 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости