Уроженец Мордовии Владимир Григорькин обеспечивал полет МКС «Энергия-Буран» и строил ядерный щит страны

«Известия Мордовии» уже рассказывали о двух наших земляках, участниках космической программы «Энергия-Буран». Родом из Большеигнатовского района академик Сергей Иванович Юношев – непосредственный участник разработки и строительства многоразового космического корабля «Буран», который в 1988 году вывела на космическую орбиту ракету-носитель «Энергия». А уроженец села Новое Девичье Ельниковского района Иван Степанович Гузанов был в числе летчиков-испытателей, подготовивших «Буран» к его первому и, к сожалению, последнему полету в космос.

Крылатый космоплан два раза обогнул Землю и совершил посадку в автоматическом режиме. Приземлился он на бетонной взлетно-посадочной полосе, которая была построена под руководством третьего нашего земляка – Владимира Сергеевича Григорькина.

Места для службы не выбирал

«Отклонение корабля от осевой линии бетонки было всего 3,5 метра, а по длине пробега – всего 80 сантиметров», — вспоминает генерал-лейтенант в отставке Владимир Григорькин.

Участник проекта «Энергия-Буран», он своей работой активно продвигал  атомные проекты СССР, за свои труды награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», удостоен почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации».

Родился Владимир Сергеевич в селе Курилово Ромодановского района, там же окончил школу, успел поработать в колхозе, а в 1954 году был призван в ряды Советской Армии. Уходя на срочную службу, и сам не знал, что вся его жизнь будет посвящена армии.

После окончания сержантской школы командование направило Григорькина в только что созданное в Новосибирске военно-техническое училище, которое готовило специалистов по атомному оружию. Окончив училище с красным дипломом, он был направлен для прохождения дальнейшей службы в Москву, но там ему и другим выпускникам училища не нашлось работы и жилья. Перераспределили всех в Дубну — на строительство технических сооружений в атомном центре. Но вскоре военно-строительная часть там была расформирована, и Григорькин оказался снова в Сибири.

В 27 лет стал в Красноярске   директором завода, в 29 — начальником Строительно-монтажного управления Министерства обороны СССР, которое строило разработанные академиком В.П. Барминым шахтные стартовые комплексы. Первый – опытный – был возведен на полигоне Капустин Яр. После чего их строили уже, как на конвейере, – создавались Ракетные войска стратегического назначения.

Руководимое Григорькиным СМУ было лучшим в Вооруженных Силах, за высокие показатели в строительстве объектов оборонного значения награждено орденом Трудового Красного Знамени, орденом Боевого Красного Знамени. Сам В.С. Григорькин в годы работы в Сибири окончил Красноярский политехнический институт.

— Все работы мы вели строго по графику, — вспоминает об этом периоде своей работы В.С. Григорькин. – Когда на одной пусковой установке не успевали покрасить к определенному сроку ствол шахты, чтобы сдать ее под монтаж, вышли на объект даже в праздничный день 1 Мая. И успели!

Человек военный, места службы он не выбирал. В 1967 году в звании капитана был назначен начальником СМУ в г. Ужур Красноярского края. Вскоре СМУ «переехало» дальше на восток, где началась реконструкция боевых ракетных комплексов. А когда работы там были завершены, снова в Ужуре участвовало в модернизации стартовых ракетных комплексов под новые тяжелые ракеты СС-18, которые сегодня называют «Сатана».

Главный военный строитель

В 1979 году Владимира Сергеевича Григорькина назначили первым заместителем, а затем и начальником Главного управления специального строительства Мин­обороны СССР, которое возглавлял он до 1985 года. Но этому повороту в его карьере предшествовал вызов в Москву, где Владимиру Сергеевичу предложили работу в ЦК КПСС куратором строительства военных объектов. Кого-то, возможно, такое предложение обрадовало бы, но Григорькин от него отказался. «Как это не согласен? – удивился руководитель военного отдела ЦК. – Ваша кандидатура согласована, и наше с вами собеседование носит чисто формальный характер. Соглашайтесь!» Но Владимир Сергеевич настоял на своем, сославшись на то, что об аппаратной работе мало что знает, а делать что-либо плохо не привык. Кто знал Григорькина, предрекали ему после этого крах карьеры, но прогноз, к счастью, не оправдался.

Гордостью В.С. Григорькина в годы его работы в Мин­обороны СССР стали строительные объекты для системы «Энергия-Буран», в создании которых он, образно выражаясь, был «первой скрипкой». Главному управлению, которое возглавлял, было поручено возведение ракетных стартовых комплексов на всей территории СССР, в том числе на Байконуре и в Капустином Яру, полигона в Семипалатинске, командных пунктов, специальных объектов противоракетной и противо­воздушной обороны.

— На оснащение корабля «Буран» оборудованием, в котором не было ни одной иностранной гайки, работали 1250 заводов, — говорит В.С. Григорькин. — А стартовый комплекс шесть лет строили на Байконуре 36 тысяч человек. Длина взлетно-посадочной полосы шириной 84 метра составляла 4 километра, а ее продолжением на случай, если корабль не остановится на заданном участке торможения, была построена из асфальта так называемая концевая полоса безопасности длиной 500 метров. Почему из асфальта? Выкатившись с бетонки, «Буран» под собственным весом продавил бы асфальт и, увязнув в нем, остановился. Построили и два запасных аэродрома в Приморье и  Крыму.

Аналогов такой взлетно-посадочной полосы, на возведении которой ушло 120 тыс. тонн бетона и 140 тыс. тонн пескобетона, в мире не было, и до сих пор нет. Для такого бетона нужны были совершенно чистые, определенных фракций щебень и песок. На специально построенных фабриках, заводах и насосных станциях эти стройматериалы мыли и доводили до заданных стандартов чистоты. Каждый день на Байконур приходило около полутысячи вагонов с грузами, их разгрузка шла круглые сутки. И всей этой хозяйственной махиной ведал генерал В.С. Григорькин.

Уже выйдя в отставку, наш земляк снова был на Байконуре, где упавшей под тяжестью снега крышей ангара был раздавлен позабытый всеми корабль «Буран». А когда увидел стартовый комплекс, который для него создавал, испытал потрясение: «Лучше бы я туда не приезжал, — признается генерал. — Вся огромная система выведена из строя, все сломано, разворовано…». Григорькин считает, что отечественный корабль многоразового использования, стоимость которого сопоставима с расходами на строительство БАМа, стал «одноразовой салфеткой» только потому, что был создан в самое неудачное для этого время. В 1992 году программа «Энергия-Буран» решением Бориса Ельцина была закрыта: в казне не оказалось денег ни на что, поэтому решили ­сэкономить за счет того, что пока само требовало миллиардных вложений. Ельцина не убедили даже маститые академики, которые говорили, что отказ от «Бурана» очень плохо отзовется на научно-техническом прогрессе страны.

Многие Вам лета, земляк!

Владимир Сергеевич Григорькин никогда не прерывал связей со своей малой родиной. Он не только часто приезжает в Мордовию, но и помогал строить дороги: от Ромоданова до Курилова, Болтина, Кочунова. Оказывал содействие землякам с техникой, машинами, материалами, и даже асфальтным заводом.

5 декабря Владимиру Сергеевичу Григорькину исполняется 90 лет.

Готовя этот очерк, я позвонил ему в Москву, чтобы поздравить с юбилеем. Заодно спросил, давно ли он был на малой родине?

«В прошлом году, — бодро ответил генерал. – Но живу желанием приехать снова».

И малая родина, вся Мордовия поздравляет замечательного земляка В.С. Григорькина. В Мемориальном музее военного и трудового подвига советского народа в Великой Отечественной войне хранятся более ста его государственных наград, памятных знаков, фотографий, сувениров, книг, генеральский мундир.

Многие лета Вам, уважаемый Владимир Сергеевич!

Поделиться

Новости партнеров

Новости партнеров

spot_img

Последние новости