-4.3 C
Саранск
Среда, 4 декабря, 2024
spot_img

Трагедия на Саранском механическом заводе унесла жизни 13 девушек

В Послании Государственному Собранию Глава Мордовии Артём Здунов назвал 2025 год – Годом исторической памяти.  К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне «Известия Мордовии» при поддержке Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов начинает цикл публикаций, в которых мы расскажем о подвиге мордовского народа в годы войны, о людях, которые ковали победу не только в сражениях на фронте, но и самоотверженно работая в тылу, отдавая все силы защите Родины.

Летом 1941 года войсками Гитлера были оккупированы основные западные районы СССР. В зоне боевых действий оказались более 80% всех предприятий оборонной промышленности. В 1941-1942 годах вглубь страны экстренно эвакуировали свыше 1,5 тысячи крупных промышленных предприятий и более 10 млн человек. В Мордовию перебросили 17 предприятий Украины, Белоруссии и других регионов страны.

Завод №583

Завод боеприпасов №583 (будущий Саранский механический завод) берет свое начало 19 июля 1941 года, когда Совет народных комиссаров СССР распорядился передать в ведение Наркомата боеприпасов страны Саранскую котонинную фабрику (фабрика по изготовлению хлопчатобумажного волокна) и построить на ее базе новое предприятие. Его создали на основе оборудования заводов, эвакуированных из Ленинграда, Куйбышева и Пензы, станков из Англии и США. Завод выпускал взрыватели для снарядов, детонаторы для мин, капсюли, чеки для ручных гранат.

За 1941-1945 годы на заводе изготовили около 11 млн. взрывателей разных модификаций. Трудились в три смены, причем на линиях стояли подростки, начиная с 14 лет. Опасное производство и сыграло роковую роль 31 декабря 1941 года, когда в результате мощного взрыва погибли 13 юных девчонок.

Переоборудование котонинной фабрики  было тяжелейшей задачей. В кратчайшие сроки налаживали выпуск продукции для фронта. Лишь в ноябре 1941 г. котонинное производство было полностью ликвидировано и частично  заработали цеха по производству взрывателей. Вероятно, девушки, пришедшие на новое производство, не в полной мере осознавали, насколько оно опасно.

Вместе с эвакуированными уроженками Ленинграда в пятом цехе на сборке детонаторов  трудились и жительницы Саранска. Некоторым из них едва исполнилось 17. Трудовые смены длились по 12-14 часов, которые жутко выматывали людей.  За качеством сборки следили работницы отдела технического контроля.

Из воспоминаний одной из выживших из бригады девушек-браковщиц Нины Денисовой:

— От конвейера нельзя было отойти ни на шаг. Нас было 15, и мы буквально валились с ног от усталости. В холодном от декабрьского мороза цеху отсутствовали окна, трудились при электрическом свете. Лица  закрывали респиратором, чтобы не задохнуться от испарений серы.  По инструкции, когда нас принимали, говорили, что после часа работы будет 20-минутная передышка. Но её не давали.

Двое спаслись чудом

Именно в таком напряженном темпе работницы пятого цеха трудились 31 декабря 41-го. В этот день впервые в советской истории с новогодним радио­обращением к народу выступил всесоюзный староста Михаил Калинин. Красная армия одержала ряд побед. Немцев гнали от Москвы. Работавшие в цеху были в приподнятом настроении, надеялись освободиться пораньше, но администрация предприятия приказала им продолжить работу, чтобы выполнить план.

Уставшие девушки вынуждены были начать еще одну смену — ночную. До трагедии оставались считанные часы.

— В половине двенадцатого ночи мы собрались в столовой. Пришли работницы ОТК. На душе было грустно, что приходится работать в праздник, но ничего, погрустили немного и начали веселиться. Ведь молодые были, и молодость брала своё. Вскипятили чай, заварили его чёрными хлебными корками и стали чаёвничать. Никто не чувствовал надвигающейся беды. Минут за 15 до полуночи все разошлись из столовой. Мы с уборщицей поднялись на второй этаж. Контролёрши пошли к себе. К этому времени в цехе уже скопилось 50 ящиков готовой продукции. В новогодний вечер грузчики уже начали отмечать праздник.

Нина Денисова вспоминает, что у нее закружилась голова и затошнило от голода. Старшая по бригаде Женя Преображенская предложила ей отнести один из ящиков с детонаторами на склад и под этим предлогом выйти на свежий воздух. Так Нина вместе с напарницей покинула помещение. Этот момент стал судьбоносным.

До склада девушки не дошли метров пять, как их накрыло взрывной волной. Позже их обнаружила лежащими на снегу оглушеными без сознания охрана завода. Работниц отвели в медпункт, где рассказали о 13 погибших коллегах.  Взрывной волной их тела разбросало далеко за территорию завода. На месте пятого цеха образовалась глубокая дымящаяся воронка. Позже комиссия, расследовавшая дело, пришла к выводу, что причиной взрыва, вероятно, стал неровно лежавший снаряд в цехе, который упал и сдетонировал.

Всю ночь после взрыва и весь день 1 января Нина Денисова  провела на месте трагедии. Потрясенных горем выживших работниц попросили опознать тела погибших подруг, вернее, то, что от них осталось.

Бригадир Женя Преображенская спасла двух работниц, когда в роковой момент разрешила им выйти из цеха, но сама погибла. Ее мать так и не поверила в страшную новость. Раиса Михайловна была сломлена этой трагедией, здоровье пошатнулось. Умерла она в 1976 году, пережив мужа и детей.

Засекреченная трагедия

Долгие десятилетия подробности трагедии были засекречены. В центральном госархиве Мордовии упоминаний о ней почти нет. В протоколе №3 от 9 января 42-го отмечено, что расследованием причин взрыва занималась комиссия Наркомата боеприпасов. Но о результатах этого расследования данные отсутствуют. Спустя три месяца, трагедия в документах называется уже более нейтрально «происшествие». Цех №5 после взрыва закрыли. Сборщиков распустили.

Останки юных красавиц сложили в несколько гробов и украдкой ночью  2 января отвезли на лошадях на  кладбище, расположенное рядом с нынешним Телецентром. Их похоронили в братскую могилу, не поставив даже табличку с именами и фамилиями.  Всех очевидцев обязали молчать. Впервые о трагедии заговорили во время подготовки к 30-летию Победы. В архивах КГБ был найден список погибших тружениц. И только спустя еще 20 лет о происшествии стали рассказывать на страницах городских газет очевидцы. Как признавались участники печальных событий, им хотелось увековечить память о труженицах тыла. Завод № 583 с 1966 года носит название Саранского механического. В его архиве сохранились фотографии только пяти из 13 погибших. Это Нианила Акимова, Нина Лысова, Зоя Огарина, Вера Крестогорская, Фалилеева. Её имя, и имя еще одной девушки, так и остались неизвестными. На мемориальной доске, которая была установлена на заводе, они обозначены лишь фамилиями, но только 12.

Почти 70 лет оставалось загадкой имя 13-й девушки — Антонины Шкаевой. Его установили в 2009 году. В этом же году на Мемориальном кладбище Саранска открыли памятник в честь 13 тружениц. Инициаторами стали Саранский механический завод и известный краевед Иван Бурнайкин, к сожалению, ныне покойный. Он занимался восстановлением фактов случившейся трагедии, и о происшествии и судьбах девушек знал больше, чем кто-либо. Совместно с краеведом «ГТРК Мордовии» сняли короткометражный фильм «Третья смена». Рекомендуем к просмотру всем, кто хочет больше узнать о произошедшем.

Труженики тыла ковали победу, отдавая за это жизнь. Кого-то награждали  орденами, медалями за доблестный труд. Но их не получили 13 самоотверженных работниц, чья жизнь оборвалась в ночь на 1 января. Родственников восьми погибших до сих пор так и не нашли, а значит, точка в этой истории все еще не поставлена…

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости