17.3 C
Саранск
Суббота, 27 апреля, 2024

Траектория судьбы Николая Быкова — чекиста, настоящего полковника и надежного человека

Герою нашего повествования Николаю Быкову не исполнилось и четырех лет, когда началась война. Одного за другим деревенских мужиков из села Зарубкино Зубово-Полянского района забирали на фронт. Осенью 1941 года повестка пришла и отцу — Максиму Даниловичу Быкову. Рыдала мать, и даже четырехлетний мальчик понимал, куда отправляли папу. У мамы Агафьи Федоровны на руках оставалось четверо детей – двое сыновей да две дочки.  От отца приходили письма-весточки. В конце сентября 1942 года вместо письма почтальон принес похоронку. Максим Данилович погиб под Смоленском… Мама на рассвете уходила на колхозные поля, возвращалась ближе к девяти вечера.  «Мы не знали, когда наши мамы спали, ели, но при этом не чувствовали себя брошенными», — вспоминает сейчас полковник в отставке.

Из учителей – в чекисты

После окончания Каргальской семилетней школы Быков поступил в педучилище, получил диплом, а в 56-м ушел в армию. Служил в авиации наземным радистом. Сначала в Красноярском крае, потом на Украине. После срочной службы год учительствовал в Каргальской школе, а потом поступил в университет на филфак и пополнил ряды комсомольских работников. Был вторым, а потом и первым секретарем райкома.

Многие друзья Николая Максимовича по партийному призыву пошли работать в органы госбезопасности, предложение о поступлении на службу поступило и Быкову. «Меня многие отговаривали, слухи о КГБ тогда ходили разные. Но я дал слово и обязан был его сдержать».

После окончания Высших курсов КГБ в Минске вернулся в Мордовию, и в январе 1966 года был назначен опер­уполномоченным. «В то время в органах госбезопасности работали фронтовики, мне повезло  не просто с ними общаться, но и работать рука об руку, учиться у них», — вспоминает ветеран.

Золотое поколение

Первым наставником Быкова в контрразведывательном отделе был Николай Дмитриевич Макаров, участник войны, летчик, который смог посадить подбитый немцами самолет.

«Наша организация такая, что сотрудники должны  строжайше соблюдать законы и уважительно относиться к людям», — это главное правило, которому Николай Макаров и другие старшие товарищи — Н.М. Кучин, В.Ф. Куроедов, Я.В. Глазков, А.И. Андреев, Н.А. Сульдин — учили начинающего опера. «Это было «золотое поколение», у которых учиться, набираться уму-разуму было настоящим счастьем. У них было природное чувство такта, вежливое  отношение к окружающим, полное отсутствие в лексике ненормативных слов», — говорит  Николай Максимович.

В 1968 году Быкова перевели во вновь созданный отдел, который занимался вопросами пресечения идеологической диверсии иностранных спецслужб. В те годы в Мордовии проводилась большая работа по этому направлению.

Шпионы и предатели

Особый период в биографии оперативника – работа в Дубравном исправительно-трудовом учреждении. К колонии было приковано пристальное внимание иностранных разведок и враждебных идеологических центров. В те годы это было единственное учреждение в стране, где содержались особо опасные преступники, а также иностранные шпионы.

Многие осужденные, оставаясь на прежних позициях, устанавливали связи с единомышленниками, обрабатывали других осужденных, готовили враждебные материалы и пытались переправлять их за границу. Николай Максимович вспоминает, как выводил на чистую воду опасного «мстителя». Этот заключенный когда-то занимал пост директора одного из заводов, с рабочими вел себя грубо, даже применял физическое насилие, его уволили. Затаив обиду на кого-то, бывший начальник решил с ним поквитаться, за что и попал за решетку. Свой преступный замысел не довел до конца, на зоне жил жаждой мести. Задача сотрудников госбезопасности – не допустить совершения преступления, но нужны были доказательства. Бывший директор завода любил читать, часто заглядывал в местную библиотеку, там часто говорил по душам. Благодаря этому предоставилась возможность задокументировать его преступные планы.

Контрразведка

В 1974 году Николая Быкова перевели на должность помощника председателя КГБ республики по кадрам, а через пять лет он вновь вернулся к оперативной работе. В 1980 году он возглавил контрразведывательный отдел  комитета региона. До 1990 года Мордовия была закрыта для свободного въезда иностранцев.

Разведку капиталистических стран интересовала информация о режимных объектах Мордовии.  Для получения информации активно использовали поездки разведчиков-дипломатов по железной дороге  через территорию региона. Враждебных действий с их стороны выявлено не было, но подозрительные действия отдельных пассажиров во время стоянок поездов на станциях отмечали.

В связи с развитием промышленности разведка недружественных стран проявляла интерес не только к предприятиям, но и к объектам, которые никак не связаны с деятельностью предприятия-партнера. Они наводили справки об аэропорте, железнодорожной станции, режимных предприятиях Мордовии. Особым любопытством отличались приезжие из ФРГ. Одного из таких «туристов» пришлось досрочно выслать из Мордовии.

Свидетелем проведения в Лондоне целого комплекса мероприятий со стороны английских спецслужб в отношении конкретного интересующего их лица был и Н.М.Быков во время кратковременной служебной командировки. Принятыми мерами все откровенно враждебные и провокационные действия указанных спецслужб против наших граждан были сорваны.

В строю ветеранов

Будучи начальником отдела, Николай Максимович внес вклад в воспитание целой плеяды будущих руководителей в родном Управлении. Так, сотрудники отдела  А.Е. Тетюков, Н.Д. Тараскин, Р.Х. Искандяров, С.А. Щанкин, А.П. Караваев,  В.А. Лукин, В.Н. Вильдяев, В.С. Кониченко, Ю.Ф. Ситников, В.В. Заренков  стали руководителями подразделений, получили звание полковников. И.В. Нуштаев и А.И.Гришнев удостоились генеральских званий. Каждым Николай Максимович Быков очень гордится.

«Очень добрую, благодарную память о себе оставили руководители КГБ Мордовии В.Н. Ашутов, Н.Г. Табачук, их заместители В.К. Хухлынин, В.Х. Тумпаров, П.П. Артемьев», — отметил ветеран.

Наш рассказ о заслуженном чекисте был бы неполным, если бы мы не рассказали о его семье.

Тыл для военного человека  играет особую роль. Николаю Максимовичу несказанно повезло в том, что он встретил  в молодости любимую женщину Валентину Васильевну, с которой прожили душа в душу 59 лет. Четыре года прошло, как Валентины не стало. Главное богатство для него  – дочь Елена, два внука и двое правнуков.

 С 1999 года Н.М. Быков активно занимается общественной деятельностью. Одиннадцать лет возглавлял  Совет ветеранов войны и военной службы Совета ветеранов войны и труда г.Саранска. Является членом президиума республиканского и городского Советов  ветеранов войны и труда. Девятнадцать лет был заместителем председателя Совета ветеранов Управления ФСБ РФ по РМ. Он – генератор многих добрых дел и начинаний в ветеранском движении республики.

За годы самоотверженной работы  Н.М.Быков удостоен многих  наград. Особо гордится орденом Красной Звезды. Немало наград имеет и за активную ветеранскую деятельность. Николай Максимович отмечен двумя почетными знаками и орденом «За заслуги» от Российского комитета ветеранов войны и военной службы. Он – обладатель Почетной грамоты РМ, лауреат премии Главы РМ. Указом Главы РМ А.А.Здунова награжден «Почетным знаком Главы РМ» за личный вклад в развитие ветеранского движения в республике.

Н.М.Быков  охотно делится бесценным опытом с современным поколением чекистов. 20 ноября Николаю Максимовичу исполняется 85 лет. Желаем ему крепкого здоровья, благополучия, дальнейших успехов в жизни.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости