16.4 C
Саранск
Пятница, 7 мая, 2021

Тонкости уборки саранских улиц: «Нас надо ругать, иначе мы на шею сядем!»

 

В Саранске побит рекорд по вывозу снега с городских улиц. Однако природные аномалии не дают расслабиться сотрудникам коммунальных служб. Снегопады, дожди и морозы заставляют снегоуборщиков трудиться и днем, и ночью. По каким принципам работает снегоуборочная техника, и почему коммунальщики больше любят ночь, а не день? На очередную трудовую вахту вместе с работниками Октябрьского ЖРСУ заступил корреспондент «ИМ».

«Ночью лучше работать, дураков меньше!»

Пятница. Половина девятого вечера. Все нормальные люди расслабляются после трудовой недели. Мы с водителем комбинированной дорожной машины Николаем Петровичем к числу нормальных не принадлежим.

— Запрыгивай быстрее, мне еще на ужин нужно успеть! – КДМка подбирает меня в «Юбилейном». В ближайшие двенадцать часов ей предстоит как следует пропесочить улицы Октябрьского района. После дневного дождя столбик термометра стремительно падает, превращая дороги в каток. Чтобы в субботу горожанам не пришлось отмечать день жестянщика, асфальт необходимо обработать специальной смесью.

— Хреновая в этом году зима! – вздыхает водитель. – Прошлый год был гораздо спокойнее.

Николай Петрович – настоящий коммунальный философ. Сорок три года за рулем, мечтает выйти на пенсию и продолжить работу.

— Внуков поднимать нужно, — объясняет мужчина. – Хочется ведь посмотреть, как они вырастут!

Работу свою Николай Петрович любит, несмотря ни на что. Дороги Саранска он чистит и посыпает песком последние шесть лет. До этого водил бензовоз и разную дорожную технику.

— Иногда вечером сижу дома, смотрю в окно, а там снег идет, — улыбается водитель. – И я уже заранее начинаю собираться, потому что знаю: сейчас позвонят.

Его рабочий график – с восьми утра до восьми следующего утра. За сутки он успевает десять раз загрузить КДМку специальной смесью, и аккуратно обработать ей улицы района. Вот и сейчас он везет меня на загрузку. Из «Юбилейного» по Севастопольской мы едем в направлении ТЭЦ. Шестиполосная дорога в зимний период становится заметно уже. Из-за припаркованных в крайней правой полосе машин расчистить обочину не представляется возможным.

— А потом эти же водители будут вас ругать за нечищенные дороги! – киваю я на ровный ряд вставшего на ночлег транспорта.

— А нас и нужно ругать, иначе мы на шею сядем! – улыбается Николай Петрович.

Кажется, его уже ничем не проймешь.

— А почему вы все время ночью работаете? – спрашиваю водителя перед въездом на базу «Спецавтохозяйства».

— Потому что ночью дураков на дорогах меньше! – снова улыбается Николай Петрович. Спорить с ним мне совершенно не хочется.

«В сильный мороз гололеда не бывает!»

Загрузка одной комбинированной дорожной машины специальной смесью занимает минут десять. Но мы в очереди только третьи. Коммунальный спецтранспорт из всех районов Саранска затаривается здесь по нескольку раз за сутки. Пока под загрузкой стоит чужой «Камаз», я выпрыгиваю из кабины. И тут же жалею об этом. Нога по щиколотку тонет в мутной жиже. Растаявший снег, перемешанный с грязью и реагентами, превращается в жидкую субстанцию, способную разъесть почти все, что угодно. Ботинок промокает насквозь, носок и кожа на ступне – тоже. Я чувствую неприятное жжение и боюсь смотреть вниз.

— А я ведь тебя предупреждал! – снова улыбается водитель. – От этой смеси даже железо на машине гниет!

Пока я проклинаю свою беспечность, подходит наша очередь. Водитель разворачивает «Камаз», задним ходом подгоняя его к месту загрузки. Тракторок ковшом заполняет транспортер, а Николай Петрович контролирует процесс, стоя на подножке.

— Иногда бывает, что вместе с песком внутрь попадают разные железяки, которые потом могут повредить цепь транспортера, — объясняет Николай Петрович. – Вот и приходится контролировать.

КДМка готова к работе. По Северо-восточному шоссе мы возвращаемся в заданный квадрат. Из космоса за нами зорко следит «проклятущая» система «ГЛОНАСС». Это чтобы мы не передумали посыпать дороги смесью, и не поехали к теще на блины.

— Вот видишь, какая дорога хорошая, чистая, — кивает Николай Петрович на проезжую часть. – Это и есть наша работа.

— Ага, посмотрим, что здесь завтра будет после такого дождя, — возражаю я.

— Да нормально все будет, — обещает водитель. — Мороз будет сильный, а в сильный мороз гололеда не бывает. В сильный мороз лед становится сухой. Хуже всего, когда после дождя слегка подмораживает. Вот тогда действительно каток на дороге.

Блин, он не только философ, но и синоптик!

Три товарища

Мы едем на химмашевский рынок. Здесь на парковке нас уже дожидаются еще две КДМки. Коммунальщики никогда не работают в одиночку, только группой.

— Район делится на три части, — объясняет Николай Петрович. — Одну обрабатываю я, две других – напарники. Сейчас у нас ужин, а потом – на маршрут.

Вообще-то Николай Петрович привык ужинать дома, но сегодня из-за меня ему придется ограничиться коротким перекусом. Прямо на улице вместе с напарниками Коляном и Лехой он под взглядом спутника быстро замаривает червячка, и…снова в кабину.

— Это еще что, — улыбается Колян, — вот я в новогоднюю ночь дежурил, так это действительно обидно было. Всю ночь просидел дома в ожидании вызова. Но снег так и не пошел. А в обычные сутки работать по ночам – дело привычное. Тут главное, чтобы к утру снег не пошел. А то конец смены будет не в восемь утра, как положено, а где-нибудь к обеду. И люди еще будут говорить, что мы ничего не делаем!

Колян с утра уже шесть раз съездил на загрузку, обработал несколько улиц, и теперь готовится продолжать.

— Вот на Косарева дорогу обработал, но теперь придется еще раз проехать, — объясняет молодой человек. – Сказали, плохо посыпал!

Уже утром я пройду по посыпанному песком тротуару, проеду по улице Косарева, наматывая на колеса последствия работы этих трех людей. Едкая смесь оставит белые следы на обуви, разъест подушечки на лапах моей собаки, осядет под капотом моей машины. Но все это – дело поправимое. Куда хуже было бы, если бы после вчерашнего дождя Николай Петрович, Леха и Колян не вышли на работу. Их отсутствие ощутили бы многие из нас…

Андрей ЕЛИСТРАТОВ

Поделиться
-
 

Новости партнеров

Последние новости

Поделиться