Куняев Александр Трофимович — Герой Социалистического труда, кавалер трёх орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, заслуженный работник сельского хозяйства. Колхоз им. М.И.Калинина Атяшевского района, который он возглавлял, не раз выходил победителем во Всесоюзных соревнованиях, получал переходящие Красные знамена, был награжден орденом Ленина и двумя рубиновыми звездами. Куняев был известен на всю страну. В свое время он занимал должность заместителя председателя президиума Верховного Совета Российской Федерации, общался он со многими известными людьми. Среди них кубинский лидер Фидель Кастро, писатель Сергей Михалков, артист Махмуд Эсамбаев. Об Александре Трофимовиче вспоминаем с младшей из его четырёх дочерей Татьяной Александровной Куняевой.
Авторитет его был безмерен
— Татьяна Александровна, обычно люди с лидерскими качествами бывают сложными в общении с близкими? Каким был Александр Трофимович семьянином?
-Он был очень теплым человеком. Отец окружал нас такой заботой, что каждая из нас думала — она самая обожаемая и любимая. Авторитет его был безмерен. Он никогда не повышал голоса, но в тоже время мог сказать так, что был всеми услышан и понят. В нем чувствовалась необыкновенная внутренняя сила. Это выражалось в умении уважать чужое мнение и прощать человеческие недостатки. Нас учили труду. Отец внушал нам, что любое начатое дело нужно сделать хорошо или же не делать вообще. Нас, детей, ни отец, ни мать не баловали, но каждая наша, даже незначительная проблема, была душевной болью для родителей.
— Спустя годы, став взрослыми, решая какие-то жизненные проблемы, Вы раздумываете, как бы поступил в той или иной ситуации Ваш отец?
-Безусловно. Всё время мысленно спрашиваешь – что сказал бы папа, как бы он сделал? Одобрил бы или нет твои решения, твои интересы, твои дела? При жизни он никогда не укорял за проступки, но по его глазам мы видели, что совершаем какую-то ошибку. Единственное наставление, которое он мне однажды дал, я запомнила на всю жизнь: «Дочь, если ты обещала — обязательно сделай. Только тогда люди будут тебя уважать».
-Чему посвятили себя дочери Куняева?
-Я в своё время хотела стать агрономом, но папа был против моего выбора. Аргументы были простыми — такая профессия требует жесткости, а женщина не должна быть жесткой. По примеру своей сестры Анны Александровны, я выбрала медицину. Анна Александровна доктор медицинских наук, профессор. Самая старшая — сестра Валентина стала отличным экономистом, Вера – педагог, отличник народного просвещения.
-Несомненно, при жизни отец гордился такими дочерьми. И всё-таки ему наверняка хотелось сына?
-Конечно, после трех дочерей он ждал сына. И все об этом знали. Когда родилась я, самая младшая, папа позвонил одному из знакомых и сообщил: «У меня сын… Зовут Татьяна». А маму успокаивал: «Ты не переживай, что у нас четвертая дочь родилась, разве у нас плохие дочери». Он очень любил нас баловать подарками: куклами, сладостями. Успел побаловать и своих внуков, каждый, из которых тоже считал себя любимым внуком дедушки.
-Человек начинается с детства. В какой семье рос сам Александр Трофимович?
-Вырос в большой эрзянской семье в селе Дюрки Атяшевского района. Бабушка Анастасия, мама отца, была трудолюбивой, активной, необыкновенно легкой женщиной. Она была верующим человеком. Вспоминается курьёзный случай. Одну из моих сестёр бабушка научила читать молитву. Можете себе представить, какова была в то советское время реакция людей, когда на новогодней ёлке, встав на стул, дочка председателя колхоза прочитала молитву Богородице.
Дедушка Трофим работал председателем сельского совета, затем лесничим, не любил празднословия. Вообще немногословность — это куняевская черта. Когда мой папа заболел, его старшая сестра Даша приехала его проведать. Весь вечер брат с сестрой сидели рядом и не проронили ни слова. Казалось, они разговаривают, молча, настолько они были близки и понимали друг друга.
«Где родился, там и пригодился»
-Татьяна Александровна, откуда у Александра Трофимовича была такая огромная любовь к земле, к сельскому хозяйству?
-Как и все крестьянские мальчишки, он с детства знал, что такое труд на земле. С четырнадцати лет работал помощником тракториста, затем комбайнёра. Пошёл учиться в школу руководителей колхозов, затем заочно окончил университет по специальности «Агрономия». Он очень любил землю, поэтому, когда председатель госплана Ю.Д.Маслюков предложил ему стать советником по сельскому хозяйству он отказался. «Где родился, там и пригодился» — так говорил он про себя.
-Как талантливый аграрий Куняев все время экспериментировал. Наверняка, это давалось ему нелегко?
-Папа говорил про себя: «Я всегда иду против ветра». Когда Дюркинские поля стали удивлять небывалыми для этих мест урожаями зерновых – 70-80, а местами 100 центнеров с гектара, мало кто знал, что Куняев объездил полстраны, чтобы перенять опыт коллег-земледельцев. Кроме того, он чувствовал землю. Так во время семинара на одном из опытных участков апробировали новые семена. Ожидали 100 центнеров с гектара. Александр Трофимович прошелся по полю, перетер в руке комок земли и дал четкий прогноз: «18-20 центнеров с гектара – не больше». Так оно и вышло. Многие знают историю с кукурузой, которую дюркинцы посадили позже намеченных райкомом сроков. Хоть и заработал руководитель хозяйства выговор, но получил рекордные урожаи, тогда как в соседних колхозах всходы побило морозом. Однажды папа приказал перепахать поле с всходами. «Не жалко?», — спросила его моя сестра. «Жалко будет, когда никчемный урожай будем собирать», — ответил он. Однажды он заставил убрать поле ночью, сам бегал от комбайна к комбайну – не давал спать комбайнерам: «Иначе нельзя – с утра зарядит дождь, хлеб пропадет».
-Когда ему доверили возглавлять целый район, приходилось больше сидеть в кабинете?
–Он часто сетовал: «Я не кабинетный работник». Но должность обязывала. По понедельникам он устраивал прием. Просьбы были самые разные: кому-то нужен был шифер, чтобы отремонтировать крышу, кто-то просил устроить сына на работу, обращались даже с просьбой достать швейную машинку. Считалось, что Куняев может всё. Припоминается история, когда пришли ходоки из местной церкви с жалобой на нерадивого батюшку, который не по уставу ведёт службу. Бабушки-богомолки были уверены в том, что именно секретарь райкома должен сделать внушение священнику. Не отказал он в то время и в просьбе облагородить храм, при условии, если верующие сохранят имя благодетеля в секрете.
-В последние годы Александр Трофимович возглавлял комиссию по экологии и рациональному использованию природных ресурсов Госсобрания Республики Мордовия. Его беспокоила эта проблема?
-В то время мало, что говорили об экологии. Но у него уже были данные о реальном положении дела. Кроме того, он обладал политической прозорливостью. В перестроечную эпоху, во времена всеобщей эйфории, он отчетливо осознавал обстановку и дал оценку многим политическим фигурам.
-Татьяна Александровна, достойно ли сохраняется память об Александре Трофимовиче?
-Да. В «Аллее Славы» Атяшевского района стоит его бюст. Скульптор Н.Филатов смог передать его черты и характер. Ежегодно в Атяшеве проводятся республиканские соревнования по лёгкой атлетике, посвященные памяти А.Т. Куняева. В Атяшевской библиотеке проводят замечательные вечера памяти. Проводится журналистский конкурс. Но самое главное, его опытом пользуются до сих пор и сейчас мы слышим слова благодарности в его адрес. Память о нем жива и спасибо всем за это.
Светлана Пивкина