Приятно писать о красивых местах Мордовии. Но вдвойне приятнее писать о своей малой родине, где ты рос, где пошел в первый класс. Для меня — это село Большое Чуфарово Ромодановского района. В селе проживают около ста человек, с каждым годам становится все больше «дачников», приезжающих в село лишь на лето.
Большое Чуфарово возникло во второй половине 17 века. Расположено оно у самой границы Ромодановского и Чамзинского районов. Чтобы попасть в старинный храм чамзинского села Маколово кратчайшей дорогой, мне с бабушкой Александрой Петровной Маняевой, равно как и землякам, приходилось полвека назад, как бесстрашным альпинистам, преодолевать очень крутой, «пограничный» овраг.
Небольшая речушка делит село на равнинную и нагорную часть. На самой горе располагается Свято-Троицкий мужской монастырь, удачно вписываясь в местный ландшафт, напоминает царские палаты из сказок А.С. Пушкина. Неподалеку от села стараниями насельниц монастыря более ста лет назад был разбит огромный сад-огород с яблоками, ранетками и вишней, от времени — с горьковато-кислым привкусом. Любителям клубники лучше чуфаровских оврагов мест не найти!
Игнатий Вершинин
Время прошлось жестокой и беспощадной колесницей по вольным и невольным жителям села Большого Чуфарова. Еще в позапрошлом веке в этом селе супруга старца Игнатия Вершинина, сподвижника Серафима Саровского, основала женский монастырь.
Игнатий Парамонович Вершинин родился в 1824 году в крестьянской семье. С детских лет у него была любовь к храму Божию, у него рано развились склонности к строго подвижнической жизни, воздержанию от земных благ. Вступив в брак, Игнатий с молодой женой отправился в Киев на поклонение святым мощам. Здесь его жена получила от одного из духовных старцев Киево-Печерской лавры указание, что муж ее, Игнатий, не предназначен для семейной жизни, а будет служить Богу.
Сам Игнатий налагал на себя особо строгие посты. Он лечил сотни людей молитвой, прося у Бога выздоровления для больных. 23 апреля 1889 года старца Игнатия не стало, могила его сохранилась и ныне почитается как святыня.
Бутовый камень
Начало монастырю положили несколько девиц, собравшихся вокруг жены старца Игнатия Екатерины Прохоровны. Помещик В.К. Федорчуков, имевший в Большом Чуфарове земли, однажды специально отыскал старца Игнатия Вершинина в Болтинском лесу и предложил взять у него пустошь для нужд общины. Место для закладки монастыря оказалось идеальным: людское поселение неподалеку, а тишина и покой, как в глухомани. Община жила по строгому уставу, установленному старцем Игнатием Вершининым.
К 1867 году в кельях на пустыре собралось уже более 20 духовных дочерей старца Игнатия. 18 января 1868 года общине было присвоено наименование Троицкой женской богадельни. Сестры добывали бутовый камень, залежи которого нашли в дальних отрогах оврага. Кирпичи сестры научились обжигать сами, а кустарный заводик по обжигу сколотили из досок прямо перед кельями, чтобы далеко не ходить.
Помощь фронту
Первый каменный корпус сестры сложили в 1870 году и тогда же на втором этаже освятили обновленную Троицкую домовую церковь – община уже с 1868 года именовалась Троицкой. Чуфаровский монастырь жил историей своей страны, несмотря на свою относительную отдаленность от цивилизации и бездорожье.
Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов по решению монастырского совета 15 сестер были направлены в действующую армию на Балканы в качестве сестер милосердия. В 1904 году чуфаровские сестры трудились в госпиталях Мукдена и Порт-Артура. В Первую мировую войну монастырь отправил многих сестер в лазареты Западного фронта: с собой они везли лекарства, перевязочный материал, а также белье, шитое в собственной мастерской. В Гражданскую войну в лазаретах Саранска работали 50 чуфаровских сестер милосердия.
Колония особого режима
С 1918 года в монастыре были произведены первые ревизии. Одним из первых испытаний для монастыря стало прибытие в Чуфарово эвакуированного детского приюта из Кронштадта. Для размещения детей у монастыря изъяли два каменных келейных корпуса. На пропитание детей пошли последние запасы монашеских закромов, но сестры не роптали, ведь продукты расходовались на детей.
С конца двадцатых годов на территории монастыря была устроена следственная тюрьма НКВД, затем трудовая колония-поселение. Со временем колонию особого режима сменили последовательно детский дом-интернат, профтехучилище (сейчас оно в Ромоданове), колхоз. Каждый хозяин внес свою «лепту» в разрушение монастыря: были снесены собор и домовые церкви. Почти все хозяйственные постройки пришли к началу 90-х годов в аварийное и неприглядное состояние.
Новая жизнь
По благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия в феврале 1994 года на руины погибшей обители прибыли первые насельники. Восстановление монастыря было поручено иеромонаху Лазарю. Духовником обители был назначен схиигумен Феофан, прославивший монастырь на всю Россию своим беззаветным служением Богу, способностью исцелять страждущих, даже тех, кому медицина, казалось, не могла помочь. С 2003 года он жил в Макаровском мужском монастыре, похоронен там же в 2013 году.
Чуфаровский монастырь стал привлекательным для паломников и туристов. В мае 1995 года было начато строительство храма Новомучеников и Исповедников Российских. 13 мая 1996 года при большом стечении народа состоялось освящение этого храма Преосвященнейшим Варсонофием. В мае 1999 года в обители заложили храм во имя Рождества Христова. 7 января 2000 года храм был освящен и совершена первая литургия.
В 2011 году начались восстановительные работы по воссозданию Свято-Троицкого собора на территории обители. При раскопке фундамента обнаружили старый фундамент алтарной части прежнего собора.
Священная память
Несколько лет назад в селе Большое Чуфарово открылась мемориальная доска памяти жертв политических репрессий. Бойцами ромодановского отделения отряда «Поиск» под руководством опытного инструктора Ивана Селеверстова были обнаружены близ села несколько ям, в каждой из которых было погребено от 40 до 70 человек.
По мнению историков, многие заключенные следственной тюрьмы НКВД, не дожидаясь суда, умирали здесь от голода, холода, авитаминоза и других недугов. У места массовых захоронений воздвигнута часовня, здесь же находится памятник из камня, в центре которого – железная решетка. Возрождение старинного Чуфаровского монастыря – лучшая память погибшим в этих местах людям.