20.6 C
Саранск
Среда, 26 июня, 2024
spot_img

Суд да дело: Олеся Мелешкина – лучший судья Мордовии по итогам прошлого года

Очередной рабочий день у судьи Верховного суда Олеси Викторовны Мелешкиной начинается с нового процесса. Апелляционная коллегия выносит решение по очередному уголовному делу. На счету у судьи Мелешкиной сотни, а может быть, и тысячи таких пересмотренных криминальных историй, совместно с коллегами или единолично. А итоговому вердикту предшествует большая, кропотливая и очень ответственная работа по изучению материалов.

И мелочей здесь не бывает, поскольку за каждой деталью – судьбы людей. Качество судопроизводства на стадии апелляции должно быть самым высоким. Именно этого принципа придерживается Олеся Викторовна, и не случайно по итогам 2023 года она признана «Лучшим судьей Республики Мордовия».

О профессии, рассмотренных делах и увлечениях Олеся Мелешкина рассказала журналистам «Известий Мордовии».

А как на практике?

Она училась в 12-й гимназии в Саранске и была круг­лой отличницей. Школа с языковым уклоном, поэтому многие ее выпускники выбирают в будущем профессии, связанные со знанием иностранных языков. И Олеся такой вариант рассматривала. Точнее, какое-то время колебалась – пойти на иняз или выбрать, например, журналистику.

Но учитывая, что поступала в вуз в середине 90-х, то перспективы филолога тревожили. «Решила начать изучать право, здесь тоже в основном изучаются гуманитарные дисциплины, к которым я тяготела. Да, к тому же, и перспективы в будущем просматривались более реалистичные», — признается наша собеседница.

На юридический факультет медалистка поступила без особых проблем. Изучение юриспруденции давалось тоже легко. Пять курсов студентка закончила с красным дипломом. Поэтому выпускнице предложили заниматься наукой и дальше – остаться работать на кафедре гражданского права.

«Соблазн остаться в родном университете, где все знакомо, был довольно большим. Но все же я приняла другое решение. Подумала, неплохо было бы изучить юриспруденцию на практике и поработать в суде. А уже потом, получив практические знания и навыки, вернуться в науку», — рассказывает судья.

Оказалось, что и вакансия секретаря судебного заседания в Верховном суде есть. Так, в 2002-м году Олеся Викторовна начала свою трудовую деятельность в судебной системе и осталась на долгие годы. На кафедру так и не вернулась, потому что практика показалась гораздо интересней.

Время глобального реформирования

— Начало моей работы пришлось на очень интересное для судебной системы время. Это был период глобального реформирования судебной системы, вводились новые институты. Уже существовала мировая юстиция, стали формироваться суды присяжных в регионах, был введен институт помощника судьи. Тогда же были приняты новые отраслевые кодексы. Так, например, 1 июля 2002 года вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс, который во многом был революционным. Процесс претворения правовой нормы в жизнь происходил на моих глазах, — вспоминает Олеся Мелешкина.

Вердикт от присяжных

В секретарях судебного заседания Олеся Викторовна надолго не засиделась. За три года набралась опыта и перешла на должность помощника судьи — работала с Александром Федоровичем Колымановым. Тогда Верховный суд рассматривал немало дел по первой инстанции, и большинство из них были связаны с организованной преступностью.  «Это, как правило, дела с большим количеством подсудимых и адвокатов. И зачастую с привлечением присяжных заседателей», — рассуждает судья Мелешкина.

Чамзинский суд

С 2010-го Олеся Мелешкина носит мантию. Начинала свой судейский путь с Чамзинского суда. Одно из первых дел запомнила, пожалуй, навсегда. На скамье подсудимых – молодая женщина. Обвинение более чем серьезное – убийство. Расправилась она со своим сожителем, который был гораздо старше по возрасту. Однако выяснилось, что трагедии предшествовала длительная «психотравмирующая ситуация». Если уйти от юридических терминов, то девушку регулярно избивал и истязал взрослый гражданский муж.

«Во время судебного разбирательства потребовалось назначить судебную психолого-психиатрическую экспертизу. Она впоследствии показала, что преступление было совершено в состоянии аффекта», — вспоминает судья.

Дело тогда переквалифицировали со статьи 105 на 107-ю. А незадолго до приговора в Уголовный кодекс были внесены изменения. Убийство в состоянии аффекта было отнесено к категории преступлений небольшой тяжести. При отсутствии отягчающих обстоятельств тем, кто совершил такое преступление впервые, не могло быть назначено наказание в виде лишения свободы. Поэтому обвиняемую отпустили из-под стражи в зале суда, в колонию ее отправлять не стали. Приговор удивил обе стороны, но сторона обвинения и потерпевшие  обжаловать его не стали.

Работаем слаженно

Уже больше десяти лет Олеся Мелешкина – судья Верховного суда Мордовии. В коллегию по уголовным делам поступают не вступившие в законную силу решения со всей республики. «Суд апелляционной инстанции обладает достаточно широкими полномочиями, в том числе полномочиями суда первой инстанции. Например, сторона может просить еще раз исследовать доказательства, судная коллегия — иначе их оценить», — рассказывает судья.

Отмена вынесенных судом первой инстанции решений – редкость, а вот различные изменения в приговор вносятся чаще. Так, например, в конце прошлого года в порядке апелляции было пересмотрено дело о мошенничестве. Обвиняемый – руководитель потребительского кооператива «Надежный». В деле 406 потерпевших, общая сумма ущерба – более 200 миллионов рублей. Первоначально суд приговорил его к 6 годам 6 месяцам колонии общего режима. Однако прокуратура обжаловала это решение, посчитав его слишком мягким. Апелляционная инстанция с гособвинением согласилась, мошенника отправили в колонию на 8 лет.

— Как работает коллегия из трех судей?

— Слаженно! Спорные моменты по делу обсуждаем, зачастую дискутируем, иногда даже спорим, но мы всегда приходим к единому мнению, — делится судья Мелешкина.

Качество – на высоте!

Олеся Викторовна признается, что победа в конкурсе «Лучший судья Мордовии» ей приятна. И, прежде всего, потому что это оценка коллег, с которыми она трудится. Именно коллектив выдвигает кандидатуру на конкурс, а уже Совет судей принимает окончательное решение. За основу берется качество и количество рассмотренных дел за минувший год. Качество для судьи Мелешкиной, как и для ее коллег, всегда в приоритете! А лучшее тому подтверждение – ни одно из пересмотренных дел не было отменено или изменено кассационной инстанцией в 2023 году. Это очень весомый показатель.

Ни разу в жизни она не пожалела о сделанном когда-то профессиональном выборе. А литература и языки – теперь это ее хобби. Олеся Викторовна любит театр. Выезжая в другие города в командировки или на отдых, обязательно старается найти время, чтобы посетить премьеру. Бывала и в зарубежных театрах, и твердо уверена: «Литература и балет – это те сферы, где нас не превзошел никто!»

Театральное увлечение поддерживает и супруг Олеси Викторовны. А восьмилетний сынишка – очень разно­сторонний, но, похоже, унаследовал мамины гуманитарные способности. Он уже сейчас пытается создавать свою газету и писать журналистские статьи. А вот хобби это будет во взрослой жизни или профессия, пока сказать сложно. Поживем – увидим!

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости