Восемь тонн мазута
15 декабря 2024 года из-за разлома корпусов двух нефтяных танкеров во время шторма в Керченском проливе в море вылилось около 8 тонн мазута. Экологическая катастрофа поставила под угрозу всю экосистему черноморского побережья. Первыми на беду отреагировали волонтеры, которые со всей страны съехались на пострадавшие от выбросов пляжи Анапы. Их объединила партия «Единая Россия», создавшая крупнейший волонтерский лагерь «Черноморский рубеж» на Бугазской косе. Эта территория находится в особо охраняемой природной зоне длиной в 12 километров и шириной 200-300 метров, а течение здесь таково, что загрязнения приносит именно сюда, к этому берегу.
На ликвидации разлива нефтепродуктов с 4 февраля здесь отработали более 800 волонтёров из 41 российского региона, в том числе и из Мордовии. Наши волонтеры – 18-летние студенты были самыми молодыми участниками лагеря. Они работали бок о бок со спасательными службами, участниками СВО, преподавателями вузов, студентами старших курсов, воспитателями детских садов, главами администраций. Координировал работу волонтеров уполномоченный по волонтёрской работе партии при ЧС, сенатор РФ Игорь Кастюкевич, который неоднократно лично приезжал в лагерь, общался с волонтерами, реагировал на все их просьбы.
8 июня лагерь завершил свою работу. За это время здесь прошло 9 смен, по 2 недели каждая. В результате огромных человеческих усилий с Бугазской косы было собрано и вывезено более 3300 тонн мазута, загрязнённого песка и грунта, собранных вручную. «Черноморский рубеж» стал местом, где опробовались новые методы очистки. Вдоль прибрежной полосы волонтеры установили нефтесорбирующие боны, а также защитные сети, которые держат специальные якорные системы. Данную технологию специалисты совершенствовали на всем протяжении работ. Безусловно, наработанный опыт будет полезен другим регионам при ликвидации ЧС.
Первокурсники
Во второй — самой обжигающе холодной и ветреной смене волонтерского лагеря работали команды из 12 регионов страны. В их числе молодогвардейцы из Саранска, студенты первого курса МГПУ имени М.Е. Евсевьева Иван Котов и Юлия Кулькова, а также студентка Кемлянского аграрного колледжа Наталья Мингалёва.
— Когда я узнал об экологической катастрофе внутри сразу что-то сжалось. Понял, что мне нужно туда, я должен помочь, — рассказывает Иван Котов. — К тому времени у меня уже имелся наработанный опыт 260 часов волонтерской работы. Поэтому, когда в рабочем чате моего вуза появилось сообщение, что идет набор волонтеров в Анапу, я без промедления откликнулся. Примером для меня стал руководитель волонтерского центра МГУ им. Н.П. Огарёва Роман Ковалев, который первым уехал на ликвидацию выбросов мазута.
Приехав в Анапу мы узнали, что вся работа делится по направлениям. Ряд волонтеров работали в ледяном море, так как мазутная жижа плескалась прямо на поверхности, другие — очищали от нефтепродуктов береговую линию, просеивали песок. Как мы потом выяснили, в Анапе было испробовано несколько методов сбора мазута — и непосредственно в воде, и на берегу. Универсального пока не изобрели. В ходу был самый примитивный и, одновременно, эффективный способ – просеивать песок через решетку, которую здесь все называли «мольбертом». Через 10 минут накидывания лопатой песка на «мольберт» в среднем темпе понимаешь, что работа адова. Забиваются руки, плечи, устает поясница. Но сизифов труд имел смысл: сетка на «мольберте» задерживала мазут, а значит мы двигались в верном направлении. Особенно вдохновляло, когда видели результат своего труда – очищенное побережье.
Самая страшная работа
— Самой страшной была работа по спасению птиц, — отмечает Иван Котов. — Я подружился с девушкой-волонтером Златой, которая специализировалась на этом. Птичий госпиталь «Полярные зори» размещался в хозпостройке полузаброшенного санатория. Волонтеры часами отмывали птиц от мазута гелем для мытья посуды «Фэйри», который растворял вязкую вонючую мазутную пленку. А потом оказалось, что вроде бы спасенные птицы начали массово умирать. Ветврачи пояснили, что простое мытье – не гарантия спасения. Мазут попадал через дыхательные пути, вызывая поражение всего организма. Выживало не более 10 процентов птиц. Стало понятно, почему все волонтеры работали в респираторах. Из-за едких испарений мазута маски приходилось менять минимум один раз за полтора-два часа работы. На пляже на случай отравления волонтеров парами мазута всегда дежурила «Скорая помощь», а в больнице Анапы были подготовлены койки с подачей кислорода. Но в нашу смену отравлений не было.
Нас — трех студентов из Мордовии, старшие товарищи определили работать на склад. В короткие сроки удалось наладить эффективную работу. Мы провели полную инвентаризацию, разложили по размерной сетке защитные костюмы, средства индивидуальной защиты, перчатки, респираторы, обувь. Ежедневно на склад поступали новые инструменты, спецоборудование, гуманитарная помощь, и мы также занимались ее хранением, распределением между волонтерами.
Иван Котов говорит, что добровольчество для него – часть самореализации. Каждый раз он учится взаимодействовать с людьми и видит от них отдачу. Волонтерская миссия в Анапе подарила ему хороших друзей из разных уголков страны. Его ждут в гости в Дагестане, Ингушетии, Волгограде, Владимире.
— Волонтер волонтера видит из далека. Это братство и особый дух единения. Кто, если не мы, будет помогать стране, людям, природе? – делится Иван с корреспондентом «ИМ», отправляясь в очередную командировку в Крым.
Мазут в танкерах есть до сих пор
Между тем, на ПМЭФ-2025 министр транспорта РФ Роман Старовойт сообщил, что в затонувших танкерах Керченского пролива, подъем и утилизация которых должны быть завершены только в 2026 году, до сих пор находится свыше 3900 тонн мазута марки М-100. По словам министра, технологии для подъема такого мазута пока отсутствуют, что создает сложную задачу для инженеров. Необходимо сначала локализовать остовы судов, а затем найти способ извлечения мазута.
По данным МЧС России, спасателям удалось очистить от нефтепродуктов более 548 километров берега и собрать 164,2 тыс. тонн загрязненного песка и грунта. На пляжах Анапы и Темрюкского района водолазы обследовали почти 7,5 тысяч квадратных метров морского дна, совершив более 6,3 тысяч спусков.