Февраль 2022 года. Молодые люди – контрактники — практически полностью заполнили вагон. Следуют они до Курска. Среди них наш земляк – Максим Царёв. 20-летний парень, заключивший контракт с Министерством обороны РФ, решил посвятить себя военному делу сразу после колледжа. Ехали весело, бодро. Один из сослуживцев в разговоре с мамой отшутился: «Мам, едем на защиту Родины. Немножко повоюем и домой…». Тогда он даже не представлял, насколько эти слова станут пророческими.
Страну учили любить с детства
Максим Царёв родился и вырос в Ельниковском районе. Воспитывался в многодетной семье, где помимо него росли ещё два брата. Несмотря на то, что родители развелись, когда мальчику было 8 лет, внимания хватало и от мамы, и от папы.
— Они любили меня одинаково и проводили со мной достаточно времени. Хотя и не жили больше вместе, но я получил родительскую любовь и заботу в полной мере, — с теплотой вспоминает Максим.
В детстве очень любил с ребятами играть в войнушку, смотреть фильмы про войну. Однако серьёзный интерес к военному делу появился у Максима после знакомства с тренером по дзюдо – Петром Евтихьевичем. Этот молодой человек, которому было, может, чуть больше 20 лет, стал для ребят настоящим образцом патриотизма. Он организовывал различные мероприятия, такие как «Зарница», проводил занятия по военной подготовке.
— Я благодарен ему, что он проводил с нами такие беседы. Пётр Евтихьевич вырастил сильное поколение. Все его воспитанники — это честные и мужественные ребята. Сейчас он сам принимает участие в специальной военной операции, — говорит Максим.
Окончил колледж, подал документы на заочное обучение в вуз. И тут друг посоветовал ему заключить контракт и попробовать себя в военной полиции. Недолго думая, 18-летний парень пришел в военкомат и, не дожидаясь срочной службы, ушел на два года обеспечивать порядок и военную дисциплину. Служба шла своим чередом, пока не наступил 2022 год…
Главное убедиться, что это свои
В феврале 2022 г. военнослужащих отправили на учения. Тогда Максим получил свой позывной – «Страж».
— Помню, что пароли менялись ежедневно. Нёс службу в заснеженном поле, с собой было боевое оружие. Лежу в окопе и слышу, что кто-то идет. Я ему называю часть пароля, а в ответ тишина. Снова повторяю и снова тишина. Сразу подумаешь, что диверсант. Но, чтобы убедиться, свой ли это, спрашивали имена и фамилии командиров, из какого батальона, — делится Царёв.
5 минут как вечность
«Страж» вместе с командиром отправился на передовую позицию для выполнения боевой задачи. Но стоило им отъехать на пару километров, в поселении, где находилось управление нашими войсками, начался обстрел, который длился 4 дня. Не было ни одной тихой минуты.
— С наступлением сумерек на небе появлялись вспышки. Выходишь на улицу, а там как будто полярный день. Это ситуация, которая запомнилась надолго, — вспоминает Максим.
А однажды с сослуживцем они попали под минометный обстрел. …Лежат бойцы в чистом поле, бежать некуда. Лежишь и ждёшь: либо это сейчас закончится, либо один снаряд в тебя — и всё, конец. Тогда эти 5 минут казались вечностью.
— Отлежались, как только всё стихло, встали и побежали. Как до укрытия добрались, посмотрели с товарищем друг на друга, и начали смеяться. Остановиться не могли минут 15, — рассказывает Максим.
Самое важное – это вера
Максим вспоминает, что на его глазах, люди, которые были атеистами, обратились к Богу. У каждого бойца в арсенале была ленточка «живой помощи» (90 псалом), у некоторых даже несколько штук. А в военном билете носили по 5-6 икон. Да и сам Максим каждую ночь перед сном читал псалом, чтобы спокойнее уснуть.
— Там с Богом проще. Твоя жизнь в руках командира, и ты молишься за него, за себя, сослуживцев. Мы не знали, что нам принесёт следующий день, проснёмся ли утром. Но обращались к Богу, и даже как-то страх отпускал, на душе становилось спокойно, — говорит «Страж».
Ещё одним талисманом Максима было детское письмо. Весной того же года бойцам доставили гуманитарную помощь. Среди еды, одежды, сетей была маленькая коробочка, которая приглянулась парням больше всего. В ней лежали письма. Своё «Страж» заприметил сразу. На нем нарисован воин, за спиной которого стоит архангел. «Меня зовут Серафима Карпова, я из Ногинска, мне 8 лет. Мы с мамой нарисовали тебе ангела-хранителя. Пусть он тебя защищает. Мой дед дошёл с ангелом-хранителем до Берлина и вернулся домой живым. И ты обязательно вернешься домой живым. Мы тебя очень ждём!» — было написано детским почерком.
В тот момент – это оказались самые необходимые слова. С момента, как письмо попало в руки Максиму, он его никому не дает, бережет. Пока был в зоне специальной военной операции, оно было наклеено над кроватью, и каждый день, ложась спать, он смотрел на него и понимал, что он сражается за то, чтобы такие, как Серафима, на гражданке спокойно спали.
Победа будет за нами!
В августе 2022 у Максима закончился контракт. И он вместе со своим товарищем уехал домой, в родную Мордовию. Мама Надя, встретив сына, не поверила своим глазам. Только сказала: «Слава Богу, что живой!». Максим очень берёг маму и никогда о трудностях не рассказывал. Придумывал отговорки, что не может позвонить, написать.
— Если описывать службу тремя словами, то я бы назвал тот период «самым важным уроком». Там я стал интересоваться и понимать политику Президента России. Понимать, для чего нужна специальная военная операция. Стал более ответственным, уравновешенным. И самое главное – начал ценить каждую минуту своей жизни.
Вернувшись на гражданку, Максим активно занимается общественной деятельностью. Он на постоянной основе проводит патриотические беседы с подрастающим поколением. Принял участие во Всероссийском проекте «Твой герой». Недавно, в рамках квоты для ветеранов СВО, Максим Царёв получил диплом о дополнительном образовании в РЭУ им. Г.В. Плеханова, где прошел переподготовку по специальности «Педагогическая деятельность в сфере дополнительного образования».
— Максим, как думаешь, победа близко?
— Победа обязательно будет за нами! У нас сильная армия, большую поддержку оказывает тыл.
Сам ветеран готовит документы и собирается помогать ребятам приближать победу. Мы гордимся нашими земляками, теми, кто защищает нас там, «за ленточкой». Зная, что нас защищают такие парни, как Максим, действительно спится спокойнее.