После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года происходит полное сосредоточение государственного финансового контроля в системе Наркомата, а затем Министерства финансов страны. Уже 5 декабря 1917 г. был создан Народный комиссариат государственного контроля, получивший право финансовых ревизий. Но постепенно ревизия стала компетенцией исключительно финансового ведомства, услугами специалистов которого пользовались органы партийного, государственного и народного контроля.
23 октября 1923 г. в составе Наркомфина образовали Финансово-контрольное управление. Это было крупное подразделение, численность его работников через год достигла 3189 человек. Позже оно было преобразовано в Финансово-бюджетную инспекцию, которая просуществовала до 1937 г. В1937 г. было создано Контрольно-ревизионное управление Наркомфина СССР, положившее начало новой централизованной системе государственного финансового контроля. Определяющую роль в ее организации сыграл выдающийся финансовый руководитель Арсений Григорьевич Зверев. Он рассматривал финансовый контроль как функцию управления и инструмент реализации экономической роли государства. Созданная под руководством А.Г.Зверева система финансового контроля была основана на объективных принципах, которые доказали свою работоспособность и эффективность многолетней практикой. Его изречение, актуальное и по сей день: «Финансовая система прежде всего обязана заботиться о том, чтобы каждый рубль государственных денег был затрачен с максимальной пользой».
9 мая 1938 г. Совнарком СССР утвердил Положение о Контрольно-ревизионном управлении Народного комиссариата финансов Союза ССР. Была заложена организационная и правовая база того, что КРУ Наркомфина (позднее — Минфина) с его местными органами на десятилетия стало единственным и независимым надведомственным органом государственного финансового контроля в стране.
Начальника КРУ утверждало правительство по представлению наркома финансов, которому он непосредственно подчинялся.
Было установлено, что главным методом ревизии следует считать проверку документов, характеризующих состояние финансового хозяйства организации и деятельность руководителей, отвечающих за финансовую работу. Тогда же был введен порядок оформления результатов ревизии актом за подписью ревизора, руководителя и бухгалтера проверяемого предприятия.
После распада СССР КРУ осталось единственным государственным учреждением в России, обладающим опытом организации и проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, многолетней практикой обеспечения законности расходования и сохранности государственных средств.
Указом Президента РСФСР от 9 ноября 1991 г. «О неотложных организационных мерах по борьбе с преступностью в РСФСР» на контрольно-ревизионные органы Минфина России было возложено проведение ревизий и проверок по требованиям правоохранительных органов.
В этот период широко развивались международные связи контрольно-ревизионного аппарата Минфина России. Происходил процесс становления новых органов финансового контроля. Началось формирование современной правовой базы контроля.
Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органонов исполнительной власти» была образована Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
Основными функциями Росфиннадзора являлись:
— проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;
— проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;
— осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
— осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
— организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;
— осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой отчетности организаций, ценные бумаги которые допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций в уставных (складочных) капиталах, которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности;
— организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
2 февраля 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении Росфиннадзора. Функции контроля в финансово-бюджетной сфере были переданы Федеральному казначейству, функции валютного контроля — Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе.
В Мордовской АССР организация и становление государственного финансового контроля в системе Наркомфина СССР берут свое начало в 1938 году.
Приказом Главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Народного комиссариата финансов СССР от 03 мая 1938 года было принято решение о создании Контрольно-ревизионного управления Народного комиссариата финансов СССР по Мордовской АССР.
Первым руководителем КРУ НКФ СССР по МАССР был Бибаев С.Н., его должность именовалась старший контролер-ревизор Контрольно-ревизионного управления Народного комиссариата финансов СССР по Мордовской АССР. Бибаев проработал на данной должности до 17 сентября 1938 года.
20 февраля 1939 года Наркомфин СССР утвердил штат служащих аппарата старшего контролера-ревизора по МАССР в количестве 5 единиц. Впоследствии в связи с образованием на территории Мордовской АССР районов штат управления был увеличен и составлял более 20 человек, в том числе в центральном аппарате работало 3 сотрудника, остальные трудились в районах республики.
Возглавляли КРУ Наркомфина СССР по МАССР в разное время: старший контролер-ревизор Сидоров И.Д. (с сентября 1938 года по август 1942 года.). Несколько раз за время Великой Отечественной войны исполнял обязанности старшего контролера-ревизора Удалов Н.А,, работавший в финансовых органах Мордовской АССР с 1928 года, а в контрольно-ревизионных органах проработал до июня 1947 года.
Старшими контролерами-ревизорами были Кувакин Н.Л. (с февраля 1943 года по ноябрь 1943 года), Князькин И.С. (с декабря 1943 года по апрель 1944 года), Шмакалин М.В. (с ноября 1944 года по январь 1946 года).
С 06 февраля 1946 года в должности старшего контролера-ревизора, а с декабря 1949 года главного контролера-ревизора и до 17 октября 1966 года работал Чертаусов Дмитрий Яковлевич.
С 17 октября 1966 года Аппарат Главного контролера-ревизора КРУ МФ РСФСР по Мордовской АССР возглавлял Ухтинский Иван Михайлович, проработавший в должности главного контролера-ревизора более 30 лет (до декабря 1996 года). Он внес значительный вклад в становление, укрепление и развитие государственного финансового контроля.
Постановлением Правительства РФ от 06 августа 1998 года № 888 на базе аппаратов Главных контролеров-ревизоров Минфина России по субъектам Российской Федерации были образованы территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации (КРУ) и утверждено Положение о них. Основной задачей деятельности управления являлось осуществление последующего государственного финансового контроля на территории Республики Мордовия, в том числе за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Кроме того, КРУ проводило документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов, также проводило проверки в установленном порядке по обращениям органов власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления и других государственных органов.
С августа 1998 года КРУ Минфина России в Республике Мордовия, а затем Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия по февраль 2016 года руководил Горячкин Дмитрий Михайлович, который внес большой вклад в развитие последующего финансового контроля в республике.
Неоценимый вклад в становление и развитие системы государственного финансового контроля в Республике Мордовия за вековую историю внесли более 100 установленных по архивным данным сотрудников и специалистов, среди которых: Александров Степан Васильевич, Вильянов Федор Алексеевич, Воронин Геннадий Егорович, Дворецкова Альбина Вениаминовна, Демин Виктор Иванович, Ершов Алексей Михайлович, Котькин Федор Тимофеевич, Маланкин Александр Иванович, Наумкин Сергей Васильевич, Никишанин Иван Дмитриевич, Рыбицкая Нина Михайловна и многие многие другие.
Со 2 февраля 2016 года функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере на территории Республики Мордовия были переданы Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия, которым руководил по 25 мая 2017 года Кедров Виктор Иванович, внесший огромный вклад в развитие финансовой системы и государственного финансового контроля в республике. Кураторами контрольно-ревизионного блока в УФК по Республике Мордовия в разное время являлись Аброськин Владимир Викторович, Первойкин Андрей Михайлович, Каштанова Ольга Михайловна, обеспечившие эффективное осуществление и непрерывность контрольной и надзорной деятельности в финансово-бюджетной сфере, в том числе в переходный период 2016 года.
С марта 2018 года по апрель 2021 года Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия руководил Суконкин Александр Петрович, до этого работавший в Брянской области на руководящих должностях в Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Управления Федерального казначейства, также внесший определенный вклад в развитие государственного финансового контроля в республике.
В настоящее время контрольно-ревизионный блок УФК по Республике Мордовия продолжает свои славные и героические традиции по защите финансовых и экономических интересов казны и государства под моим руководством и кураторством заместителя руководителя Управления Яшковой Ольги Александровны.
Задачи государственного финансового контроля заключаются не в том, чтобы выявить как можно больше нарушений, а в том, чтобы помочь объектам контроля преодолеть какие-то управленческие или организационные проблемы, дать им все необходимые рекомендации. Подтянуть подконтрольную среду до необходимого уровня цифровизации.
Новый метод контроля — финансово-бюджетный контроллинг — предусмотрен ведомственным актом Минфина России «Электронный СМАРТ-контроль» и должен стать альтернативой классическим проверкам. Новый метод контроля будет построен на основе удаленного доступа к информационным системам объекта контроля и его бухгалтерской и бюджетной отчетности, таким образом, одним из условий для осуществления финансово-бюджетного контроллинга будет являться высокая «цифровая зрелость» объектов контроля.
Контрольная деятельность в конечном итоге будет направлена не на поиск виновных и их наказание, а на предупреждение нарушений в подконтрольной среде и обеспечение максимально оперативной реакции на возникающие проблемы и риски в финансово-бюджетной сфере, в том числе при ее осуществлении будут использоваться результаты работы всех органов финансового контроля и информация о выявляемых ими рисках.
Среди мероприятий, направленных на совершенствование контроля, можно отметить взаимный обмен информацией о результатах контрольных действий, обеспечение единства подходов к управлению рисками в финансово-бюджетной сфере на всех уровнях бюджетной системы. Сюда же можно отнести дальнейшее совершенствование риск-ориентированного подхода к планированию контрольной деятельности, развитие механизмов взаимного признания органами внешнего государственного финансового контроля и органами внутреннего государственного финансового контроля результатов контрольной деятельности. Реализуется переориентация внутреннего государственного финансового контроля на упреждающий контроль с применением инструментов финансового аудита, полномасштабная цифровизация контрольных процессов, обратная связь с объектами контроля.
Цифровая трансформация фактически стала необходимым условием для повышения эффективности контроля в финансово-бюджетной сфере. При этом синергетический эффект от применения комплекса цифровых инструментов в конечном счете позволяет объекту контроля принимать качественные и своевременные решения на основе большего количества информации и работать на опережение, занимаясь в большей степени не ликвидацией последствий проблем, а минимизируя и предотвращая их до того, как они произойдут.
Руководитель УФК по Республике Мордовия О.В. Соколова