1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

Спецкор «ИМ» Андрей Елистратов рассказывает о смысле горных походов

После покорения перевала «Столичный» инструкторы ведут группу мордовских туристов к новым вершинам. Их снова ждут трудные переходы, тяжёлые подъемы и опасные спуски. Никто из них еще не знает, каким он вернётся домой. Но идущий в составе этой группы спецкор «ИМ» уже начинает потихоньку осознавать: прежним из гор вернуться практически нереально. Даже, если очень постараться!

Дневка

Я просыпаюсь в обнимку с Лехой. Этот учитель физкультуры из Москвы случайно оказался в нашем походе. Но это как раз тот случай, о котором говорят «Его величество». Леха — весёлый и добрый, физически крепкий и очень активный парень. К тому же, он служил срочную, а я уважаю себе подобных. По утрам Леха проводит зарядку под музыку Высоцкого, на привале, пока все отдыхают, — отжимается или качает пресс, на разведку брода всегда идёт первым. Короче, хорошо, что он у нас есть. Но вчера он тоже устал.

-Я глотнул вчера перед сном,- приветствую я Лёху.

-Я тоже! Для профилактики.

Ржем, и идём стираться.

Вчерашний день тяжело дался всей группе, поэтому сегодня у нас выходной, или, как говорят туристы, дневка. Мы стираем вещи на берегу Псыша, и сушим их на раскаленных от солнца камнях. Непогодь предыдущего дня солнце компенсирует с лихвой. У меня есть возможность привести себя в порядок и изучить окрестности. Инструкторы не советуют ходить в лес в одиночку, потому что неподалёку замечены медвежьи следы. Но после вчерашнего семнадцатикилометрового горного перехода это кажется мелочью. В принципе, мы находимся в нескольких километрах от обитаемых мест, но труднопроходимая местность увеличивает каждый метр, как минимум, вдвое. Псыш-большая река, и шум её течения постоянно давит на уши. Меня предупреждают, что ставить палатку прямо на берегу — не самое лучшее решение, потому что будет тяжело уснуть. Но музыка течения горной реки настолько сладка, что я рискую.

-Лови его, Андрей, лови! — мимо меня проплывает неосторожно упущенный кем-то шлепанец. Я бегу за ним метров тридцать по берегу, но за течением не успеть. Пропала вещь. С горными реками, как и с горами в целом нельзя шутить.

Под тентом возле хижины дежурные по лагерю готовят обед на костре. Дежурят несколько человек, один из них я. Моя обязанность — помыть котлы после обеда и набрать воды, чтобы вскипятить чай. Когда привыкаешь, это не кажется трудным. А ведь дома я даже за собой тарелку мою не всегда.

-Ну как, описал вчерашний день, журналист?-спрашивает инструктор. Мне кажется, что он чувствует свою вину за то, что группа оказалась в трудной ситуации. Хотя остывшей головой я понимаю, что они все сделали правильно. Просто горы есть горы. И чтобы понять их, нужно провести здесь чуть больше времени.

Три километра до обеда

Мы снимаемся рано утром и двигаем в сторону пограничного пункта.

-Паспорта приготовьте, — наставляет Андрей. — Будет проверка документов. До пограничников будем идти по воде, поэтому те, кто в шлепанцах, лучше примотайте их к ноге скотчем, может унести течением!

Холодная вода Псыша только поначалу кажется приятной. А пройдёшь по ней несколько десятков метров, и ноги начинают неметь. Хорошо, что часть пути идём лесом. Его утренняя прохлада облегчает тяжесть рюкзаков за спиной и приводит в порядок мысли. Псыш переходим по навесному мосту, построенному совсем недавно. Главное — не смотреть вниз, иначе течение уносит взгляд, и начинает казаться, что мост уходит из-под ног. Погранпункт сразу за мостом. Вежливый прапорщик собирает наши документы, чтобы через десять минут вернуть их и пожелать приятного отдыха. Короткий привал, и снова в горы.

-Нам нужно пройти всего три километра вверх, там будет обед, — улыбается Маша. Глядя на её улыбку, озвученные цифры не кажутся большими, но сказать — легче, чем сделать. Группа длинной змеей вытягивается по извилистой тропе, произвольно делясь на три части. Все как в прошлый переход.

-По сути, выходит, что мы идём в горы просто для того, чтобы пожрать?!-замечаю я на привале.

-Хорошо сказано, — улыбается Маша, — сейчас запишу.

Она и правда все время что-то пишет в своём блокноте, но записи обсуждает только с другими инструкторами. Нам лишь доводят, что за сегодняшний день мы должны преодолеть чуть больше десяти километров и остановиться на ночлег у озера Белореченское. Оттуда рукой подать до перевала «Ай-лю-лю». А он и есть наша главная цель. И тот факт, что к концу дня мы достигаем намеченной цели, уже не кажется фантастикой.

«Чтобы спуститься вниз!»

-Ну посмотри, посмотри, какой вид! — улыбается Владимир, едва палаточный лагерь, как новенький микрорайон вырастает на берегу Белореченского озера. — Ей-богу, завидую тем из вас, кто первый раз в горах.Столько приключений у вас!

Панорама действительно впечатляет. В ста пятидесяти метрах справа от лагеря перевал «Ай-лю-лю», в десятке километрах слева — софийская гора.

— Вот и представь, ведь мы оттуда пришли! — продолжает инструктор. — Представляешь, какой путь проделали. А ты не верил, что сможешь это сделать! Смог же! А завтра ещё один перевал возьмём. Вообще-то, правильное его название «Э-лю-лю», но туристы говорят: «Ай-лю-лю».

-И зачем нам на него лезть? — усталость очередного трудного дня снова превращает меня в хама и скептика, но инструктор, похоже, уже научился не реагировать на перепады моего настроения.

-Как зачем? Чтобы спуститься вниз!

Я тяжело вздыхаю, и иду лопать булгур, приготовленный на газовой горелке. С дровами в этой прекрасной долине просто никак!

«И вернуться!»

Перевал «Ай-лю-лю» мы берём с ходу, всего-то 2700 метров над уровнем моря — после «Столичного» — просто фигня. По традиции, оставляем записку и съедаем по две дольки шоколада. Но тут же попадаем под дождь с градом. Погода в горах меняется, как настроение у девушки, и, если утром светит яркое солнце, это ещё не значит, что к вечеру ты не будешь сушить мокрую обувь у костра, стуча от холода зубами. С каждым днем мы растем. Сегодня нам нужно пройти четырнадцать километров, чтобы к вечеру разбить лагерь на базе Федерации спортивного туризма Карачаево-Черкессии. Но, учитывая трудности предыдущих переходов, трудный спуск с перевала по курумам и дождь, инструкторы рассматривают вариант, при котором мы остановимся на ночлег сразу за озером Семицветное. Чтобы полными сил прийти на базу утром. И снова тремя мелкими группами спускаемся вниз. Снова — «живые» камни курумов играют под ногами. Но мы уже знаем, куда можно ставить ногу, а куда нет. Мы знаем, что можем дойти.

-На базе у нас снова будет дневка, а потом пойдем на Дукинские озера, — объясняет по дороге Маша.

-Надеюсь, хоть туда мы без рюкзаков попремся? — ворчу я по привычке.

-Почему без рюкзаков? С рюкзаками.

-Скажи, Маш, а почему бы нам не оставить их в лагере, и не прогуляться к озерам на легке?!

-Эх, Андрей, ты так ничего и не понял за эти дни. Поход для того и нужен, чтобы устать! И потом счастливым вернуться домой!..

Р.S. В горах идут дожди и мордовские туристы. Они обязательно пройдут эти четырнадцать километров, и еще засветло встанут лагерем на берегу реки Большая дука. Я поставлю свою палатку под высокой сосной, и вечером буду сидеть отдельно от группы за маленьким костерком. Я протяну к огню промокшие ноги, и мне покажется, что я начинаю понимать этих людей. И может быть, я даже начинаю понимать горы!

Андрей ЕЛИСТРАТОВ

Продолжение следует

 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости