8.5 C
Саранск
Суббота, 20 апреля, 2024

Спасибо деду за Победу: Саранский школьник написал историю подвига деда-героя

Сегодня мне хочется рассказать всем о своем прадедушке, о котором я знаю из воспоминаний моей бабушки Александры Григорьевны. Мой прадед Григорий Александрович Коробицин, родившийся 16 ноября 1905 года в деревне Кошкино Молотовского района (ныне Пермский край), был мобилизован в Красную Армию в августе 1941 года. После обучения стрелковому делу воевал в составе 33 артиллерийского полка. 

ПОХОРОНКА 

…Шли жестокие бои, взрывались бомбы и снаряды, свистели пули, горели танки и самолеты. Велся неравный бой за город Смоленск. Не всем удалось выскочить из этой «мышеловки». Здесь, под Смоленском, защищая деревню Б.-Каменка Деменского района, принял бой с фашистами мой прадедушка. Взрывом он был контужен и засыпан землей. Домой на малую родину в деревню Кошкино, где оставались жена и шестеро детей, полетела похоронка, что рядовой стрелок погиб в бою 29 марта 1943 года. 

Но долго горевать было некогда. Вся страна трудилась под девизом «Всё для фронта, всё для победы». Жили дружно и, когда приходила в чей-то дом похоронка, погибшего оплакивали всей деревней. Длинными зимними вечерами под свет керосиновой лампы девочки вязали носки и варежки, женщины пряли пряжу, мяли табак из листьев, собирали посылки и отправляли на фронт, да ещё и записочки прикладывали, чтобы бойцы Красной Армии беспощадно били фашистскую гадину. Не сидели без работы подростки. Ребята плели лапти для себя, сестер и матерей, ведь настоящей обуви не было, а лапти спасали всех. Обозы с хлебом по санной дороге сопровождали женщины на железнодорожную станцию за 20 километров, а по обратной дороге везли дрова из леса. Пилили, кололи, грузили – эту работу выполняли женщины и подростки. 

Когда моя прабабушка Антонида Павловна Коробицина получила похоронку, горе ее не сломило. Она, насыпав ведро ржи, в один из дней отправилась за 30 километров в село, где сохранилась церковь. Вечером она уже вернулась домой, измученная, усталая, но довольная тем, что совершила православный обряд отпевания погибшего на войне мужа. 

ВЕРНУЛСЯ ЖИВОЙ

Но мой прадед Григорий Александрович не погиб, как было написано в похоронке! Он остался жив и весной 1946 года, перед святым праздником Пасхи, вернулся домой. Пять лет разлуки с семьёй, родными, пять лет долгого ожидания и тоски — и вот она, радость встречи! Как знак верности и любви родилась в этой счастливой семье девочка Сашенька — моя бабушка Александра Григорьевна. Конечно, родные спрашивали, где же все эти долгие годы был мой прадедушка? 

«Очнулся я от боли, — вспоминал прадед. — Это немецкие солдаты, похоронная команда, наконечниками пик определяли мертвых и живых, сортировали: тяжелораненых убивали, а тех, кто мог идти, грузили в машины и отправляли в лагерь для военнопленных. Под Смоленском лагерь располагался в церкви. Здесь людей опять сортировали. Мы сидели на голом полу, к нам подошёл молодой лейтенантик и посоветовал при допросе говорить, что мы мобилизованные колхозники и привлечены на войну против воли. «Возможно, это спасёт вам жизнь», — сказал он. 

Немало пришлось испытать невзгод, голода, физических и моральных истязаний за эти годы. По мере наступления Красной Армии военнопленных перевозили из одного лагеря в другой, из одной страны в другую, используя как рабочую силу, выполняющую тяжелую работу. Пленные рыли окопы, валили лес, ухаживали за скотом и т.д. Прадедушка говорил, что немецкие солдаты не издевались так над пленными, как это изощрённо делали полицаи из предателей или местных жителей. Однажды немецкая охрана лагеря отмечала праздник по поводу взятия войсками очередного населенного пункта, а столовая, где была приготовлена каша для сторожевых собак, осталась без присмотра. Это каким-то образом стало известно одному из пленных, который сообщил об этом товарищам из барака, где они проживали. В результате вся каша была в один миг съедена. На утро пленных выстроили в шеренгу и проверяли ложки, котелки, смотрели даже рты, выворачивая скулы.

«Но мы так облизали котелки и ложки, — говорил прадед, — что водой так чисто не вымоешь. Думали, что расстреляют, но обошлось». 

В августе англо — американская армия освободила Францию, в сентябре Бельгию, где был освобожден из немецкого плена Григорий Александрович. При передаче пленных прадедушка был перевезён в Англию. Он вспоминал: «Перед тем, как отправить нас в Россию, проводились агитационные беседы с целью остаться на Западе, пугали нас отправкой в Сибирь и т.д. Некоторые сомневались. Один случай помог нам определить так, что мы готовы были пешком даже через море домой бежать». 

ДОРОГА ДОМОЙ 

«Собирались группами, земляки тянулись к землякам, — продолжал рассказывать прадед. — Сидим, останавливается машина, выходит пожилой человек и спрашивает, есть ли кто из Пермской губернии? Кто знает посёлок Тюш? Я отвечаю, что из Пермской области нас целая группа, а посёлок Тюш, где всегда был спиртзавод, находится в 5 километрах от моей деревни. Тогда этот пожилой седой мужчина встал перед нами на колени и со слезами в голосе попросил низко поклониться его малой родине и предкам, которые покоятся в этой земле. Оказалось, что перед нами бывший хозяин спиртзавода – один из тех, кто бежал за границу во время гражданской войны». 

Затем была санитарная обработка, выдана новая форма и отправка в Россию, в Ленинград. В течение полугода прадедушка работал на верфи. А затем, после уточнения персональных данных, вернулся домой, к детям и жене. 

РАБОТА В ТЫЛУ 

Никакая армия не сможет победить без крепкого тыла. А крепкий тыл состоял из таких женщин, как моя прабабушка Антонида Павловна Коробицина. Проводив мужа на фронт, она осталась с детьми одна. В 1943 году на войну проводила старшего сына Леонида, в 1944 году сына Аркадия отправили в ФЗО города Свердловск. В 14 лет он встал у фрезерного станка на заводе «Уралмаш» и проработал там всю жизнь, до пенсионного возраста. 

Дочь Капитолина помогала ухаживать за больной бабушкой и малыми детьми: Дмитрием, Тамарой и Анастасией, которой в начале войны исполнилось всего 10 месяцев. Чтобы выжить и прокормить детей, прабабушка работала в колхозе днём. А ночью трудилась в своём хозяйстве, у них был огород 35 соток, корова и другой скот. Страна отметила её труд в тылу наградами «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и орденом «Материнская слава». О трудовых и боевых подвигах моих предков нужно писать книги, ведь они, как сотни тысяч людей в те годы, ковали Победу в тылу и на фронте. 

«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» 

Каждый год с чувством гордости и благодарности своим предкам вместе с родителями мы берём портреты моих прадедов Коробицина Григория Александровича, Акимова Василия Дмитриевича, прабабушки Коробициной Антониды Павловны, дяди Коробицина Леонида Григорьевича, встаём в единый строй «Бессмертного полка» и проходим в День Победы по площади в городе Саранске.

Александра КОРОБИЦИНА, дочь ветерана войны и труда, Артем ЧУВЫКИН, правнук, ученик гимназии № 23

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости