Советник» пяти председателей

Приехав в этом октябре в село, Новая Карьга Красно­слободского района, на улице Гагарина я побывал у Валентина Федоровича Шишканова. Предупрежденный заливистым лаем Дружка, хозяин дома вышел на крыльцо. Моему тезке пошел 86-й год, и он в большом своем доме давно живет один. «Двенадцать лет минуло, как покинула меня дорогая моя Нина Егоровна, — в одной из комнат дома, где у него есть посвященный жене уголок, с ностальгией в голосе сказал Валентин Федорович об умершей своей супруге. – Сорок лет заведовала она в селе клубом, а для меня Нина Егоровна была и осталась лучшей на свете из женщин».

Из киномехаников – в завхозы

В сельском клубе начинал трудовую жизнь и сам Валентин Федорович. Окончив школу, до призыва в армию был он в Новой Карьге кино­механиком, на этой же должности работал два года у себя в селе и после возвращения с военной службы. Может, и дальше показывал бы землякам кино, не позови его на должность завхоза директор школы Михаил Иванович Афонин, которого многие в селе считали чересчур уж строгим руководителем. Они и Валентина Федоровича предупредили: «Не сработаешься с ним, зря из кино­механиков уходишь». Засомневался, было, Шишканов, но и Афонин не отступил: «В школе ты днем будешь работать, а вечерами продолжай кино крутить».

Приученный с детских лет все и всегда делать на совесть, Валентин Федорович очень скоро понял, какой нелегкой была в начале семидесятых годов работа завхоза в сельской школе. В Новой Карьге тогда отапливали большое деревянное здание школы дровами, которых требовалось на зиму не менее шестисот кубов. А еще нужно было по восемь кубометров дров заготовить для каждого из 33 учителей. На время, пока Валентин Федорович работал на заготовке дров, присматривать за школьным хозяйством был приставлен другой человек, который, однако, проявить себя в работе не очень старался. За все, чего он не сделал, приходилось после возвращения из леса браться самому Шишканову.

Партийное поручение

Не мог нарадоваться на завхоза директор школы. Но после одиннадцати лет работы в школе Валентин Федорович пришел к нему с заявлением: «Зовут меня, Михаил Иванович, работать водителем директора откормочного спецхоза. Сам я не хочу, но парторг наш настаивает: «Это тебе партийное поручение!».

Отпустил Афонин завхоза на новое место лишь после того, как тот нашел себе замену. Но Шишканову довелось возить директора только полтора года: собранные на откорм в спецхоз со всего района сотни голов крупного рогатого скота из-за отсутствия у хозяйства собственной земли почти сразу нечем стало кормить.

Спецхоз расформировали, восстановив на его территории семь уже закончивших, было, свою историю колхозов. И Шишканов, показавший себя отличным водителем, без дела не остался. Десять лет был он шофером Николая Криворотова, ставшего председателем одного из семи колхозов. А когда перевели Криворотова в Саранск, стал возить его преемника.

Председатели приходили и уходили, но каждый просил водителя своего предшественника остаться работать с ним. Безотказный в любом деле, Шишканов хорошо знал не только шоферское ремесло. По совместительству обслуживал и водокачку, которая поила водой колхозную ферму и население.

Не раз случалось, когда   и ночью, вернувшись с поездки, ходил чинить прохудившийся у кого-то в доме водопровод. Ночь оставалось для Шишканова и временем, когда он мог управиться на своем подворье с домашними делами, которых тоже было много. На подворье у него всегда были лошадь, корова, телки, несколько свиноматок, куры и гуси, которым требовались корма и заботливый уход.

«Не от хорошей жизни корма воруют»

Познавший на личном опыте сельскую жизнь, Шишканов не раз выручал дельными советами и своих начальников. Как-то пятый уже по счету председатель, которого он возил, посетовал на жителей Старого Синдрова. Вокруг этого села не было заливных лугов, с которых сельчане могли бы заготовить достаточно кормов для домашней живности. Да и сена из многолетних и однолетних трав доставалось колхозникам на проценты совсем мало. Вот и ходили они по ночам воровать колхозные корма.

— Я бы солому по осени волокушами привез на оба конца села, — сказал Шишканов председателю. – Пусть берут все, кому она нужна. Все равно осенью сжигаем солому на поле.

— А ведь правда, — согласился начальник. – А что раньше-то молчал?

С тех пор остающуюся после уборки зерновых культур солому сжигать перестали, и воровство колхозного сена прекратилось.

Николая Криворотова сменил на должности председателя колхоза бывший руководитель районной «Сельхозтехники». Человек разбирался в технике, но выращивание зерна, картофеля, и даже помидоров с капустой было для него делом новым. Подсказками опытного в сельских делах Валентина Шишканова и этот руководитель не пренебрегал. А колхоз при нем, как было и до него, оставался по экономическим показателям на хорошем счету в районе.

Карта и фуражки на стене

В комнаты дома Валентина Федоровича прошли через сени, на одну из стен которых была прикреплена большая географическая карта. На гвоздях в стене висят на карте одиннадцать фуражек, какие раньше в Новой Карьге и других деревнях и селах были повседневным головным убором любого мужчины. А уже на кухне выстроились в ряд на полочке над столом пять фарфоровых кружек.

— Фуражку только свою ношу, — предугадав мой вопрос о количестве головных уборов, сказал Валентин Федорович. — Остальные, как и кружки, для меня — напоминание о сыновьях, внуках и правнуках. Это их вещи, и мне они очень дороги. Сын Николай был военным связистом и участником локальных войн, после ухода на пенсию живет в Рязани. Всего у нас с Ниной Егоровной было пятеро сыновей, в живых сейчас четверо. В селе остался Володя, он оператор на молочной ферме. Саша и Алексей живут в Красно­слободске, работают в районных электросетях.

У нас девять внуков, три правнука. Когда прохожу по сеням и бываю на кухне, при виде фуражек и кружек вспоминаю обо всех, и душа моя радуется!

«Зимний сад» в доме

Сени – часть старого дома, к которому Шишканов давно пристроил новый. В нем у овдовевшего хозяина удобства, как в городской квартире, а в комнатах всегда порядок, которому позавидует любая женщина. Как и в сенях, развешаны на стенах всех комнат, разложены на столах награды Валентина Федоровича, среди которых Почетная грамота Минсельхоза России, фотографии и документы жены, детей, внуков, и это делает дом сельчанина похожим на музей большой его семьи.

Не перестаешь удивляться старой части дома, который сам Валентин Федорович называет «зимним садом». Здесь у него разложены аккуратно по ящикам и на столах собранные из сада и огорода яблоки разных сортов, тыква, с потолка свисают подвешенные за кочерыжки вилки капусты, связанные в веники разные травы, в подполе — картошка, свекла, морковь, другие овощи.

— А для чего так много травы под потолком? Сосем, как банные веники.

— Это витамины для кур на долгую зиму. И сам я больше всего люблю лето с запахами разнотравья, о котором в самые морозные дни напоминает мне мой «гербарий».

Урожай из сада и огорода Шишканов убрал еще до заморозков. Много уродилось у него в этом году яблок. И даже те, что попадали с деревьев, пошли в дело. Собрав упавшие яблоки, Валентин Федорович перед вспашкой участка раскидал их по всему огороду. Удобрением участка станут по весне и сложенные в компостный ящик ботва, остатки овощей, скошенная со двора трава.

Добрый хозяин всему найдет полезное применение!

Поделиться

Новости партнеров

Новости партнеров

spot_img
spot_img

Последние новости