12.9 C
Саранск
Суббота, 20 апреля, 2024

«Снайперы неонацистов стреляли даже по детям!»

62-летний пенсионер из Мариуполя Игорь Иванович рассказал журналисту «ИМ» как его вместе с земляками-беженцами встретили в Ардатове. Еще он сообщил, как выжил под обстрелами и что полжизни отработал на заводе «Азовсталь». Житель Мариуполя высказал мнение по поводу того, как взять это предприятие.

«Условия хорошие, кормят – грех жаловаться»
В Ардатове беженцев расселили в общежитии аграрного техникума, семьи с детьми — в съемные квартиры. Журналисты «ИМ» побывали в общежитии. Первым нас встретил пенсионер из Мариуполя Игорь Иванович.
— Живу в комнате с соседом, правда, сейчас он в больнице, — говорит пожилой человек. — В Мордовию приехали 8 апреля, потом на автобусе привезли в Ардатов, поселили в общежитии. Условия хорошие, кормят – грех жаловаться. Местные власти отнеслись с вниманием, прикрепили волонтеров, они помогают, подсказывают. Медики, представители социальных служб и администрации района регулярно интересуются, как у нас дела. Оставили номер телефона, сказали, не стесняетесь – звоните, поможем.
Отдельное спасибо директору техникума, по нашей просьбе установили телевизор, теперь мы в курсе происходящих событий. Когда жили в Мариуполе, даже новости узнать не могли. 24 февраля началась операция, а через пару дней пропала мобильная связь, интернет, кабельное телевидение, банки тоже закрылись. Полное информационное затишье.

«Под обстрелами прошли 7 км»
— В Мариуполе мы вместе с соседом, который сейчас в больнице, жили на одной лестничной площадке, — делится пенсионер. — Когда началась эта заварушка, мы с ним следили, чтобы у нашего дома не загорелась крыша во время обстрелов, поскольку дом с деревянными перекрытиями выгорает за несколько часов. А люди в подвале, если их вовремя не предупредить, задохнутся от дыма.
В квартирах у нас не было ни воды, ни газа, ни электричества, окна выбиты… А на улице минус 10 градусов! С соседом делили пол-литровую бутылку воды на сутки. За водой ходили в частный сектор в колодец. Дорогу постоянно обстреливали снайперы неонацистов. Они стреляли даже по детям! У нашего дома снайпер убил 16-летнюю девочку, она несла 5-литровую бутыль с водой. Родные не могли забрать тело сутки — снайпер не подпускал, сразу открывал огонь по тем, кто пытался приблизиться. На улицах было много убитых, их хоронили во дворах.
Беда сплачивает людей, в бомбоубежище в нашем доме было около 40 человек. Каждый что-то приносил: чай, картошку, крупу, морковь, лук. Готовили еду на костре и вместе ели. К 27 февраля в городе все банки, ювелирные и магазины разграбили бандиты из «Азова». Власти на тот момент в Мариуполе уже не было, на полумиллионный город не видел ни одной машины полиции или пожарной службы.
27 марта загорелся соседний дом. Хорошо, что огонь не перекинулся на наш дом. Наутро решили с соседом, что оставаться больше нельзя, нужно выбираться из города. Под обстрелами пробирались в сторону моря, прошли 7 км. На блокпосту нас встретили бойцы ДНР и солдаты из чеченского полка Кадырова. Благодарен им за благожелательное отношение, ребята дали нам воды, предложили теплые куртки.

«Фашисты стреляли по людям без предупреждений»
— В 2014 году 90% населения Мариуполя проголосовало за ДНР и соединение с Россией. Люди ждали, когда придут российские войска, — продолжает Игорь Иванович. — Мы даже видели, как левом берегу города появились БТР и танки армии ДНР, они дошли до трамвайного парка, остановились, постояли четыре часа, а потом развернулись и ушли обратно. На следующий день в город зашли бандеровцы. 9 мая они разогнали и постреляли ветеранов, власть в Мариуполе исчезла за час. Недовольных разгоняли БТРами, фашисты стреляли по людям без разбора и предупреждений.
Местная милиция отказалась разгонять митинги мирных жителей, тогда неонацисты подогнали БТР к УВД и расстреляли здание из крупнокалиберного пулемёта. Сотрудники отстреливались. Здание УВД загорелось, еще живые милиционеры прыгали из окон второго этажа. Они пытались спастись от пожара, под стенам и их добивали прикладами. Эти зверства творили отморозки из «Правого сектора» (организация, запрещенная в России). Потом они говорили, что уничтожили бойцов ДНР.

32 года отработал на «Азовстали»
— Восемь лет украинских националистов обучали уличным боям британские и американские инструкторы, — говорит Игорь Иванович. — В Мариуполе были созданы военные базы, все это было засекречено СБУ. «Азовцы» заняли почти все социальные учреждения, учебные заведения, больницы, драмтеатр и, конечно, завод «Азовсталь». Это предприятие превратили в крепость. До пенсии я проработал на этом заводе 32 года водопроводчиком в доменном цехе. Вот моя трудовая книжка и пенсионное удостоверение, — показывает мужчина. — В 2010 году по вредности вышел на пенсию, правда, работал еще два года. Получил звание «Ветерана труда Украины».
«Азовсталь» — металлургическое предприятие, одна его часть — на поверхности, другая — под землей. Там много километровых туннелей, коммуникации – трубо- и паропроводы, электрические кабели, вентиляция воздуха. Туда свозились запасы продовольствия и воды, жить там можно годами. Как взять «Азовсталь»? Это сложно, но можно. В городе еще есть специалисты по этому предприятию, и они могут подсказать, как перекрыть доступ свежего воздуха, который проходит по вентиляционным трубам, в том числе и в подземные укрытия. Бандеровцы сами оттуда выскочат, как крысы.
Националисты умело пользуются строениями завода: открывают ворота — выезжает танк, стреляет и снова заезжает в укрытие. Достать его уже невозможно. Там многометровые бетонные перекрытия. Кроме того, в первые дни «азовцы» свозили на завод мирное население, якобы для того, чтобы укрыть их от бомбежек. На деле пригнали людей, чтобы устроить себе живой щит. Живыми мирных уже не выпустят.

«Не выпускали из города мирных жителей»
— Неонационалисты до прихода российской армии и милиции ДНР не выпускали из города мирных жителей. Никого, даже детей. Они изначально планировали ими прикрываться, — считает беженец из Мариуполя. — А как размещали тяжелую технику в жилых кварталах?! Приезжает «Град» во двор, выпускает боекомплект — и тут же уезжает. Куда прилетит ответка? Когда российские войска стали выдавливать ВСУ и «Азов» из города, обстрелы Мариуполя усилились. «Грады» и артиллерия с удвоенной силой долбили по жилым домам. Видели, что огонь вели со стороны украинских неонацистов.

«Возвращаться в Мариуполь не планирую»
— На днях по телефону меня нашла родная сестра. 4 апреля она с племянницей и внучкой эвакуировались из Мариуполя поездом в Московскую область, — рассказал пенсионер. — Сестра жила в частном секторе, у ее дома остановился украинский БТР и начал стрелять. Ответным огнем задело жилище сестры. Родственники на машине смогли выехать в Бердянск к знакомым, а потом отправились в Подмосковье. Буду в Ардатове как минимум три месяца, оформлю вид на жительство. Когда дадут документы, поеду к сестре. Возвращаться в Мариуполь не планирую, у меня там никого из родных не осталось. Только фотография, — достает из стола карточку. — На ней моя сестра, покойные родители и я.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости