СМЕРШ: «Самая эффективная контрразведка мира»

СМЕРШ («смерть шпионам») — военная контрразведка, занимавшаяся защитой Вооруженных сил и других войск от иностранных органов.

Никаких специальных органов по борьбе с иностранным шпионажем у России в начале 20 века не было, контрразведка велась нерегулярно, от случая к случаю, и ограничивалась эпизодическими разоблачениями иностранных агентов.

Военная контрразведка в Советской России была создана в 1918 году как Особый отдел Всероссийской чрезвычайной комиссии. Впоследствии ее названия менялись не раз.

Особенно масштабные реформы в структурах советской контрразведки стали назревать накануне Великой Отечественной войны.

Сталинградская битва

Когда итоги Сталинградской битвы окончательно развеяли миф о непобедимости германской армии и создали условия для стратегического наступления Красной Армии, а противник, не смирившись с этим, наращивал активность в подготовке и заброске агентов за линию фронта, была проведена реорганизация органов военной контрразведки, чтобы максимально приблизить их к решению насущных задач, стоявших перед военным командованием. Сталинградская битва показала, что работа военной контрразведки в составе НКВД недостаточно эффективна, а в условиях войны советское руководство не могло позволить себе ошибок. Создание нового органа, получившего название СМЕРШ, шло под непосредственным контролем Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина и было создано 19 апреля 1943 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР. Начальником Главного управления контрразведки (ГУКР) назначили Виктора Абакумова.

Одновременно с армейской Смерш аналогичные организации были созданы на флоте — они подчинялись лично наркому Военно-морского флота Николаю Кузнецову. Кроме того, отдел военной контрразведки появился в НКВД, в подчинении у наркома внутренних дел Лаврентия Берии.

Впервые  свою силу СМЕРШ  продемонстрировал во время Курской битвы. Благодаря работе контрразведки для гитлеровцев остались тайной планы советского военного командования, а диверсионная активность в тылу советских войск сведена до минимума.

Следует при этом помнить, что противостояли советским контрразведчикам весьма опытные и изобретательные противники из спецслужб Германии, в том числе из абвера — немецкой военной разведки. К началу 1943 года агентов для заброски в советский тыл готовили около 200 немецких развед­школ. То, что их деятельность в итоге не смогла оказать существенного влияния на ход войны, — целиком и полностью заслуга СМЕРШа.

Эта организация, созданная самим Сталиным, носит репутацию лучшей военной контр­разведки в мире. В годы Великой Отечественной войны ее агентам удалось сорвать немецкую операцию «Цитадель», захватить высокопоставленных нацистских деятелей и даже предотвратить покушение на советского вождя.

Эффективность

За годы своего существования сотрудниками СМЕРШ было выявлено более 30 тысяч немецких агентов — таким результатом не может похвастаться ни одна контрразведка мира. Смершевцы провели 186 успешных радиоигр, во время которых разведчики, выходя в эфир с захваченных радиостанций, дезинформировали противника. В ходе этих операций удалось задержать свыше 400 вражеских агентов и захватить десятки тонн грузов.

О высокой эффективности деятельности СМЕРШ по обезвреживанию вражеских разведчиков, диверсантов и их агентов говорят такие цифры: если к середине Великой Отечественной войны в прифронтовой полосе военная контрразведка выявляла и задерживала до 60% таких лиц, то к 1945 году это число выросло до 85%.

Во многом благодаря эффективной контрразведывательной работе СМЕРШа ни один стратегический план советского командования не стал достоянием противника. Накануне Курской битвы германское командование не знало ни дату, ни направление удара Красной Армии, а Ставка Верховного главнокомандующего заблаговременно и в полном объеме обладала информацией о вражеских планах. Поэтому внезапный контрудар советских частей ранним утром 5 июля 1943 года для гитлеровских генералов явился полной неожиданностью. Аналогичные условия удалось создать перед прорывом блокады Ленинграда, проведением Белорусской, Ясско-Кишиневской и других операций.

Лишь к концу войны в Третьем рейхе осознали свои многочисленные провалы и эффективность советской военной контрразведки, а потому сменили тактику — стали тщательнее подходить к выбору агентов. Теперь новых шпионов делали из тех, кто запятнал себя кровью и связями с немецкими оккупационными властями.

Сотрудники СМЕРШ не только вели оперативную работу, но и принимали непосредственное участие в боях: ходили в атаки, нередко в случае гибели командира брали на себя командование подразделениями, руководили выводом личного состава из окружения. Они вместе с внутренними вой­сками принимали основное участие в подавлении антисоветского националистического подполья:        «лесных             братьев», ОУН* (организация украинских националистов, запрещена в РФ), УПА* (украинская повстанческая армия, запрещена в РФ) и прочих организаций.

Результаты

Одновременно им приходилось выполнять массу других мероприятий:       проводить допросы военнопленных, расследовать факты дезертирства, членовредительства, нарушений в скрытом управлении войсками, разбираться со случаями разгильдяйства отдельных должностных лиц, по вине которых несвоевременно поставлялись боеприпасы, пища, медикаменты.

Еще одним направлением деятельности органов контр­разведки СМЕРШ было участие в интересах розыска и фильтрации военнопленных, в государственной проверке репатриантов из числа советских граждан. В результате их работы было выявлено несколько тысяч агентов гитлеровских спецслужб, разоблачены десятки тысяч карателей и фашистских пособников, с миллиона советских людей было снято клеймо «врага народа». В Красную Армию и запасные части было направлено около 1,23 миллиона бывших военнопленных.

Служба агентов СМЕРШ была крайне опасной. Для того, чтобы понять, насколько, достаточно знать один простой факт: средний срок службы оперативника составлял три месяца. По истечении этого времени агент, как правило, выбывал в связи с ранением либо погибал.

За годы войны контрразведчикам удалось обезвредить около 30 тысяч вражеских агентов, более 3500 диверсантов и 6000 террористов. В тылу противника, нейтрализуя деятельность его разведывательных органов, работало до 3000 агентов. В боях и при выполнении специальных заданий погибли свыше 6000 военных контрразведчиков. Только во время освобождения Белоруссии погибли 236 и пропали без вести 136 военных контрразведчиков.

Свои последние боевые задачи сотрудники Смерш выполняли в ходе Советско-японской войны. В августе-сентябре 1945 года контрразведчики принимали участие в разгроме Квантунской армии в Маньчжурии.

Благодаря этим данным было выявлено и захвачено множество агентов и пособников японцев. К концу сентября 1945 года военными контрразведчиками было арестовано 317 официальных работников японских военных миссий в Маньчжурии, 349 их агентов, 569 сотрудников японской жандармерии, 380 руководителей и активных участников антисоветских организаций, 172 изменника Родине.

В 1946 году контрразведка Смерш прекратила свое существование — ее сотрудники вошли в состав 3-го управления нового Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР. Но сегодня в России об этой легендарной организации вспомнили вновь. 9 января 2023 г. советник временно исполняющего обязанности главы Донецкой народной республики (ДНР) Ян Гагин предложил воссоздать военную контрразведку времен Великой Отечественной войны уже в современных условиях. Не исключено, что рано или поздно она действительно будет возрождена.

Закончилась короткая, но славная история военной контр­разведки как особой отдельной структуры. Однако сама армейская контрразведка не прекращает свою работу ни на один день даже в условиях мирного времени.

Александр ИВАНОВ

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости