«Сколько в поле хмелинок, столько в доме детинок!»

По старинному обычаю, в старину на свадьбе молодожёнов щедро осыпали зерном и хмелем. Фольклористы так объясняют эту традицию: хмель был символом того, что новобрачные всегда будут хмельны от своей любви — и у них будет много детей. Пшеница, овёс, горох или рис, которое горстями бросали на молодых мужа и жену, тоже были пожеланиями не только достатка, но и многодетности. Ведь семьи в нашей большой и дружной стране всегда были большими: и у крестьян, и у купечества, и у дворян нормой было воспитывать по семь-восемь-десять, а иногда и больше, детишек.

— Крепкие многодетные семьи – основа традиционного семейного уклада большинства народов России, — говорит старший научный сотрудник отдела истории НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ Татьяна Охотина. — Традиция многодетности у мордвы своими корнями уходит в глубокую древность. Вплоть до начала ХХ века семьи у мордвы были большими, охватывали несколько поколений. Число членов семьи иногда доходило до нескольких десятков человек! Так, в семью умершего в 1752 году мордвина Д. Чичурина входили семьи его женатых сыновей и братьев. В семье первого сына было 5 детей, один из которых был женат и имел трех детей. В семье второго брата было 6 детей, один из них состоял в браке и имел ребенка. В семьях двух родных братьев умершего хозяина было вместе с женами, детьми и внуками 28 человек. Здесь же жила семья умершего третьего брата — ещё 9 человек. Всего в этой семье насчитывалось 59 человек.

О такой же большой семье упоминал историк и этнограф XIX столетия Владимир Майнов: «…нам указывали в Иссе на деда, который выезжал на десятину в 21 соху, семья его состояла из его жены, брата с двумя сыновьями, шести его сыновей с женами – 21-м сыном, семью внуками, двумя правнуками и четырьмя правнучками, т.е. 52-х душ».

Чаще всего у супружеской пары рождалось до восьми-десяти детей. Бездетность у мордвы, как и у других народов, считалась несчастьем. А вот мужчины и женщины, имевшие много детей, особенно сыновей, пользовались в обществе особым почетом и уважением.

— Поэтому уже в свадебных обрядах, — продолжает Татьяна Охотина, — содержались моменты, отражающие заботу о том, чтобы молодые не остались бездетными. «Гарантировать» рождение детей были призваны «магические приемы»: сажание молодым на колени ребенка в доме родителей молодого, обсыпание их хмелем, пожелания иметь побольше детей. В некоторых местах, обсыпая молодых хмелем, приговаривали: «Сколько в поле хмелинок, столько в доме детинок!» Даже в молитвах, связанных со свадебными обрядами, заключалась просьба не только о благополучии и здоровье жениха и невесты, но и об их многочадии. Отправляя молодых в чулан, говорили: «Ложась вдвоем – вставайте втроем».

Проходят годы, меняются эпохи, а многодетные семьи в Мордовии всё так же в почёте. К примеру, как вспоминает наш читатель Владимир, почти все семьи в деревне Никитино Ардатовского района (где родилась его мама), раньше растили по много детишек.
— У моей мамы, Любови Владимировны — четыре сестры и два брата, — говорит Владимир. — Мой дядя, Александр Владимирович, часто рассказывал о своём детстве. Деревня небольшая, 30-40 дворов, но для игры в футбол в ней собирались сразу три-четыре команды мальчишек – и это были только его ровесники и ребята на год-два младше.

— Иногда говорят, что с детьми много хлопот, — продолжает Владимир, — но ведь на самом деле это не так. В большой семье старшие дети присматривают за младшими, помогают мамам ухаживать за малышами, иногда делают с ними уроки, и всегда помогают своим родителям. В многодетных семьях дети — более самостоятельные, энергичные, талантливые. Они растут с чувством ответственности, их не испугаешь трудом, они всегда готовы поддержать друзей, братьев и сестёр, и это большой плюс!

Так примеры прошлого дают хороший пример современным жителям Мордовии. Не бойтесь становиться многодетными родителями!

Поделиться

Новости партнеров

Новости партнеров

Последние новости