Весна медленно, но верно вступает в свои права. Снег на дорогах почти растаял, а вместе с ним – и асфальт. Водители, проклиная всех и вся, объезжают ямы, и нецензурно формулируют простые, на первый взгляд, вопросы. Почему из года в год на дорогах Мордовии происходит одно и то же? Куда уходят выделенные на строительство и ремонт дорог средства? Сколько еще миллионов нужно закатать в асфальт, чтобы по нему можно было ездить?!
Заезд в объезд!
— Слушай, я по Косарева не поеду, впереди кольцо у церкви, а там – одни ямы на дороге! – приятель, согласившийся подбросить меня с Химмаша до центра, объясняет выбор маршрута по проспекту 70 лет Октября. – Здесь хоть и длиннее немного, зато дорога лучше, только осенью новый асфальт положили. Интересно, сколько он продержится?
Тот факт, что дороги в Саранске по весне приходят в такое состояние, что пропадает всякое желание садиться за руль, уже давно никого не удивляет. А вот то, что в негодность приходят новые транспортные артерии, которыми город еще совсем недавно так гордился, заставляет задуматься. Открытие объездной дороги с Химмаша на Юго-запад в 2014 году преподносилось саранским водителям, как великое благо. Собственно, в правильности строительства этого пути никто не сомневается и сегодня. Другое дело, что новая дорога буквально на наших глазах начала превращаться в шоссе из фильма ужасов. Ямочки и вмятинки начали появляться на асфальте еще в бытность нахождения этого шоссе на гарантии. Она, напомним, составляет пять лет. А ведь эта дорога, при всей ее необходимости, не принадлежит к числу самых загруженных. Тяжелый общественный транспорт по ней практически не ездит. Разве что в дни футбольных матчей. Но их в Саранске не так уж много. Так почему же спустя всего семь лет после открытия асфальтовое покрытие начало таять быстрее, чем мартовский снег? Вразумительного ответа на этот вопрос опрошенные «ИМ» эксперты дать не смогли. Может быть, потому что вопрос этот относится к категории риторических. Но есть и вполне конкретные вопросы, решать которые придется властям мордовской столицы. Ведь после истечения гарантийного срока вопрос содержания этой дороги – их головная боль. В мэрии Саранска наличие проблемы признают.
— На 2021 год запланирован ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия на участке от улицы Волгоградской до улицы Красной, — пояснили корреспонденту «ИМ» в пресс-службе городской администрации. – В настоящее время проводятся конкурсные процедуры по выбору подрядных организаций.
Точную стоимость ремонтных работ на этом участке в администрации Саранска пока не называют. Тут многое будет зависеть от результатов конкурса. Зато городской бюджет уже определился с общей суммой, которая будет потрачена на ямочный ремонт дорожного полотна. Это больше десяти миллионов рублей! Кроме того, как поясняют в городской администрации, в этом году в Саранске будет вестись ремонт дорог по федеральному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Как стало известно «ИМ», в рамках реализации этого проекта ремонту будут подвергнуты девятнадцать участков автомобильных дорог, общей протяженностью почти одиннадцать километров. Средства на эти цели выделяется более чем внушительные – 198 915 035 рублей! И тут главное, чтобы эта сумма не оказалась для тех, кто будет осуществлять ремонт, дорогой к казенным порогам! Поверьте, так для всех будет лучше!
«Сразу обнаружить невозможно!»
Но вернемся все же к тем дорогам, которые были построены в Саранске совсем недавно. Ведь основная масса водительских жалоб приходится именно на них. Оно и понятно: тем, кто ежедневно садится за руль и ежегодно платит транспортный налог, надоело чувствовать себя дураками. Кроме объездной дороги с Химмаша на Юго-запад недовольство горожан вызывает и качество асфальтового покрытия на так называемом Восточном обходе Саранска. А именно, участок в пригородном поселке Ялга. Напомним, это шоссе было открыто всего пару лет назад. Но… Как стало известно «ИМ», как и в случае с объездной с Химмаша на Юго-запад, заказчиком работ выступало Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог РМ». В ведомстве уже готовятся латать ямы на новой дороге. Точнее, собираются заставить сделать это подрядную организацию, которая занималась строительством дороги, и которая, в соответствии с контрактом, несет гарантийные обязательства. В данном случае, это – ООО «МАПО-транс».
— Совещание с подрядными организациями уже проведено, — рассказал «ИМ» главный инженер ГКУ «Управление автомобильных дорог РМ» Алексей Кузнецов. – Пока им выданы только устные предписания об устранении замечаний. Но в ближайшее время мы планируем выписать и письменные предписания.
Впрочем, выписанные предписания – это все же удар по хвостам. Куда больший интерес представляет вопрос: «Почему всего за пару лет эксплуатации асфальтовое покрытие нуждается в ремонте, и как заказчик принимал выполненные работы?». По словам Алексея Кузнецова, причинами неудовлетворительного состояния асфальтового покрытия могут быть, как использование некачественных материалов при строительстве, так и нарушение технологии.
— Но проблема в том, что обнаружить это сразу практически невозможно, — объясняет Алексей Кузнецов. – Тем не менее, мы планируем взять дополнительные пробы, чтобы определить качество строительных материалов, использовавшихся при строительстве этой дороги.
«Будем контролировать вместе!»
Строительство современной дорожной сети – одна из главных задач государства на сегодняшний день. Во всяком случае, суммы, выделяемые российским регионам на создание качественной дорожной инфраструктуры, свидетельствуют именно об этом. В ближайшие два года на ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог Правительство направит субъектам России 100 миллиардов рублей. Только Мордовия и только в 2021 году получит более миллиарда рублей в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Соответствующее распоряжение уже подписал премьер-министр страны Михаил Мишустин. Очевидно, однако, что контроль за расходованием средств, соблюдением технологии и качеством используемых при строительстве материалов будет несколько иным. Как и спрос за нарушения! По крайней мере, временно исполняющий обязанности Главы Мордовии Артем Здунов уже подчеркивал, что многие процессы он будет контролировать лично. Кстати, он призывал жителей населенных пунктов, в которых будут строиться или ремонтироваться дороги, не бояться сигнализировать о возможных нарушениях. Как отметил руководитель республики, глас народа – один из самых лучших инструментов в этом деле!
Алексей Константинов