1.2 C
Саранск
Четверг, 28 марта, 2024
spot_img

Штык и перо Григория Прекина 

Среди тех, кто ковал на фронтах Великую Победу над немецким фашизмом, были и журналисты из Мордовии. На мемориальной доске в фойе Дома печати высечены фамилии 23-х не вернувшихся с фронта журналистов. А многие из оставшихся в живых их коллег продолжили работу в СМИ и в послевоенные годы. 

Три повода вспомнить 

Был среди людей, посвятивших жизнь журналистике, и Григорий Макарович Прекин. Есть сразу три повода вспомнить о коллеге. 1 апреля Григорию Макаровичу исполнилось бы 100 лет. Он не дожил до своего юбилея, но до последних дней был сначала штатным, а после ухода на пенсию оставался внештатным автором республиканских и российских изданий. Второй повод – старый День печати, который отмечали 5 мая. А главная из причин — 78-я годовщина Великой Победы, которую приближал своими ратными делами и участник Великой Отечественной войны Г.М. Прекин. 

У уроженца села Верякуши Старошайговского района не было высшего образования. Да и с получением среднего специального Прекин остановился на полпути. Григорий Макарович был из многодетной семьи, в которой еще в раннем его детстве не стало сначала отца, а вскоре – и мамы. Отца убили цыгане, которым тот не отдал свою лошадь, а мама не смогла пережить горя своей семьи. Заботу о Грише взял на себя старший брат, из дома которого он и поехал в Краснослободск поступать в культпросветучилище, в котором готовили работников печати. Но в первый же год учебы газетное отделение закрыли, а специальность клубного работника Григория не привлекала. Он с малых лет был влюблен в чтение, и уже в третьем классе бойко читал газеты, а потом рассказывал безграмотным односельчанам новости из них. Интерес мальчишки к газетам подогревал и заведующий начальной школой Иван Сивов: «Учись, может, и сам станешь журналистом». Гриша был очень любознательным и прилежным учеником. И не просто так, когда окончил первый класс, Сивов сказал ему: «Во втором классе тебе делать нечего, переходи сразу в третий». Из третьего он пришел в пятый класс, а семилетку окончил почти с отличием – только по двум предметам были у него четверки. 

Начальник «штаба» 

Оставив учебу в культпросветучилище, Григорий в 15 лет стал в Мельцанской райгазете инструктором стенной печати. Это была первая ступень Прекина в журналистике, после которой до начала и в первые годы Великой Отечественной войны успел он поработать в редакции секретарем-делопроизводителем, после окончания трехмесячных курсов — ответственным секретарем. На них учителем Григория Макаровича был талантливый журналист Рунков, фамилия которого тоже есть на мемориальной доске в фойе республиканского Дома печати. После окончания курсов Прекина хотели взять в штат республиканской газеты «Красная Мордовия», но он решил, что самым честным в этой ситуации будет вернуться в районную газету, которая послала его на учебу и очень рассчитывала на возвращение своего посланца в коллектив.  

«Билет» на попутку – свежий номер 

Планы Григория Макаровича и трех его братьев, которых тоже призвали на фронт, нарушила война. Григорий получил повестку 13 марта 1942 года. Сначала отправили его в пехотное училище, которое вскоре расформировали. Боевую жизнь Григорий начал командиром отделения во взводе химзащиты 320-й стрелковой дивизии. От Северного Кавказа, через Донбасс, Карпаты, Венгрию в Австрию — таким был его боевой путь. 

В 1943 году корреспондент дивизионной газеты узнал, что сержант Прекин был ответ-секретарем Мельцанской райгазеты. Так произошел его переход в редакцию дивизионной газеты «За Отечество». Но должность корреспондента в ней была не менее опасной – та же передовая, окопы, добывание материалов для газеты под обстрелами и бомбежками. «Мы, дивизионные журналисты, заботились не только о том, чтобы вовремя выходила газета и в ней были интересные оперативные материалы, но и сами доставляли тираж газеты в боевые порядки, — вспоминал о своих буднях военного корреспондента Григорий Прекин. – Было такое правило: газета должна приходить к бойцам не позже дня ее выхода! Нам самим приходилось перетаскивать кассы со шрифтами, крутить печатную машину и разматывать рулоны бумаги. Но самым ответственным делом оставалась доставка газеты на передовую». 

Григорий Прекин был самым молодым сотрудником в редакции «дивизионки», поэтому ему чаще всего приходилось доставлять газету в боевые порядки: «Едва печатник Вараздат Восконян, по национальности армянин, успевал сделать последний оттиск, редактор майор Хизенко подзывал меня и с серьезным видом, и в то же время с теплотой в голосе, говорил: «Газету надо доставить, Гриша…» Я завертывал тираж в плащ-палатку, вешал на ремень запасной диск и с автоматом за спиной выходил на перекресток». 

Попутной машины приходилось ждать недолго. Прекин вынимал из кармана номер газеты и ею «голосовал». Увидев это, первый же водитель тормозил и спрашивал: «Сводка Совинформбюро есть?» — «Конечно»,- отвечал попутчик. В долю секунды он запрыгивал в кузов и мчался на передовую. Печатное слово на фронте очень уважали и ценили! 

Кипела от взрывов в Тиссе вода 

Но не всегда удавалось доставлять на передовую газету и ехать за материалом для нее на машине. В октябре 1944 года полки дивизии, форсировав Тиссу, сходу заняли венгерский город Сегед, за что Верховный Главнокомандующий отметил его в приказе, а бойцам полка объявил благодарность. Приказ напечатали в газете, которую сержанту Прекину и заместителю редактора капитану Николаеву предстояло доставить на передовую. Понтонная переправа еще не была наведена, поэтому переправлялись на лодке. Когда были уже на середине реки, налетели немецкие самолеты, начали бросать бомбы, от взрывов «закипела» вода. Но все и на этот раз обошлось. На берегу командир полка рассказал, как его бойцы форсировали Тиссу и какое геройство при этом проявили. «Через два часа полковой радист крутил ручку переносной радиостанции, а я диктовал в микрофон корреспонденцию «Как была форсирована Тисса», — вспоминал уже в мирные дни об этом эпизоде своей фронтовой жизни Григорий Прекин. 

У него много боевых наград. Первую – медаль «За боевые заслуги» — получил за участие в боях при освобождении Одессы. А орден Красной Звезды – за конкретный бой в одном из венгерских городков, в котором располагался тогда политотдел дивизии. При наступлении наши боевые части оставили в тылу крупную группировку противника, которая во что бы ни стало хотела вырваться из окружения. На пути немцев было здание политотдела, которое защищал лишь музыкальный взвод. Сержант Прекин был уже опытным бойцом, и он поначалу скептически смотрел на музыкантов, которые в том бою впервые держали в руках автоматы. Но в ходе боя убедился, что был неправ: музыканты стреляли метко! «Жить хотели», — так объяснил позже их умение вести бой начальник политотдела. Григорий Прекин выбрал позицию на углу здания. А когда подоспела подмога, он вместе с музыкантами пленил группу немцев. А когда его кто-то спрашивал о числе лично убитых в том бою немцев, отвечал: «Видел, что падали. Кто знает, может, только ранил? Это в кино все ясно. А в бою не поймешь – не до того, чтобы убитых считать». 

В годы войны сержант Прекин и сам был начальником типографии дивизионной газеты. А закончил он свой боевой путь в Австрии. 

Мирную жизнь Григорий Макарович вновь начинал и продолжил ответсекретарем в районных газетах. А с 1963 по 1984 годы работал в Саранске до ухода на заслуженный отдых редактором многотиражной газеты «Биохимик». 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости