12.9 C
Саранск
Вторник, 23 апреля, 2024

Шокшинцы: «Мы чувствуем себя частью большой русской культуры»

В селе Шокша Теньгушевского района прошел народный праздник села «Шокшунь адий» («Сила шокши»). Всем миром шокшинцы собираются четвертый раз, но в этом году решили пригласить соседей и гостей из сел других районов, где проживают представители этнографической группы мордвы-эрзи – шокша.

Неравнодушные к своим корням

Идейным вдохновителем и организатором народного праздника выступил оргкомитет «Ладяма» во главе с местным лидером Дмитрием Шиндаковым. По мнению активистов, подобные мероприятия несут объединяющую миссию. Этой идее была посвящена и небольшая конференция, с которой собственно и началось торжество. В Доме культуры выступили уроженцы села Шокша. А этому селу есть кем гордиться. Отсюда родом Герой Советского Союза И. С. Пряхин, ученый-филолог, автор мордовского эпоса «Масторава» А. М. Шаронов, народный врач Мордовии Г. Г. Мельцаев и много других людей, известных и не очень, которым дорог этот край на берегу Мокши. Слово приветствия по традиции предоставили гостям. С видеопоздравлением обратилась к шокшинцам депутат Государственной думы РФ Юлия Оглоблина. Поздравить и вручить награды приехал первый заместитель Министра культуры, национальной политики и архивного дела РМ Александр Карьгин. 

«Очень важно, что в нашем регионе имеются населенные пункты, где есть энтузиасты, благодаря их энергии и усилиям других сельчан жизнь меняется в лучшую сторону. Это касается и экономики, и социальной сферы, и конечно, культуры. Для этого принята и Государственная программа «Сохранение и развитие национальной культуры, государственных языков РМ и других языков в РМ». Она помогает поэтапно решать вопросы возрождения и сохранения национальной культуры», — отметил заместитель Министра.

«Мы чувствуем себя частью большой русской культуры» — сказал в своем выступлении местный лидер, председатель районного отделения Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Дмитрий Шиндаков. Неравнодушный к своим корням молодой человек признался, как интересно изучать традиции, сохранять свое наречие, жить и трудиться на своей земле. «Уверен, если мы будем сохранять культуру, будет возрождаться и село.  Уже много положительных моментов. Несказанно рады тому, что после визита Главы Мордовии у нас появились две новые дороги.  Наши села – это и новые площадки для развития сельского туризма».  С историей старинного села Шокша познакомил слушателей профессор Александр Шаронов. Об именитых земляках рассказал Мельцаев, он же подарил сельчанам картину с видом местного старинного храма в честь Архистратига Божиего Михаила. Работу написал Народный художник Мордовии Анатолий Баргов. Кстати, настоятель шокшинского прихода игумен Диодор (Соловьёв) большой помощник в делах и заботах мордовского села.

«И блестит, и звенит»

В Шокше широкие улицы, высокие дома с узорчатыми наличниками ручной роботы на окнах. На мой удивленный вопрос «Вы что ими и кирпичные дома украшаете?» получила недоумевающий ответ «А как иначе? Без них же дом некрасивый».

«Правда своих мастеров уже нет, — с сожалением признается Галина Мельцаева, — приходится заказывать мастеру из Теньгушева». Обаятельная собеседница, отведя меня в сторонку поведала о жизни села, о другой, о будничной. 

«Мы шокшинцы очень трудолюбивые, — утверждает Галина, —  У нас с мужем, хоть мы и пенсионеры, крепкое хозяйство. Держим корову, быка, свиней, овец, кроликов, кур.   Огород в сорок пять соток. Это ещё не все, про шесть собак забыла сказать. Они породистые, охотничьи. Дом начали строить сыну. Двое детей живут в городе, а третий не смог прижиться  и вернулся домой. У нас с дедом пятеро внуков. Мы всем помогаем. Потому что у нас все есть. Мы много работаем. А ещё очень любим свои праздники. На них можно покрасоваться в костюмах. Мне мой наряд достался от матери, ношу уже полвека». 

Костюмы в Шокше шьют и новые. Этим нужным делом занимается мастерица Нина Налогина. В шумной пестрой толпе разыскать ее нелегко. Вот и она, вокруг нее толпятся девчонки. Весёлая добрая тетя Нина раздает всем наряды, кому шубейку, кому сороку, кому ленты. Сегодня должны быть все пригожими! Первый убор Нина Кузьминична сделала дочери, а потом старалась для всех. «Наш наряд и блестит, и звенит, — улыбается умелица, — Состоит он из рубахи-панара, пулая, шубейки и сороки. Вышитые нитками узоры покрываются узорами из блесток.  Каждый узор – определенное количество блесток. Конечно, названия и смысл большинства утерян. До нас дошли некоторые, например, «ломань» — человек, «крёзыньге» – крестик, «ёлкиньге» — ель. Рубахи и шубейки шью в основном из коленкора. Даю вторую жизнь и старой одежде, перешиваю их в детские наряды или в женские головные уборы». Изучают костюм и в местной школе. Ведется кружок по изготовлению шокшинского костюма.

Праздник единения

В этот день встречались друг с другом родственники, друзья, одноклассники. Одна площадка так и называлась «Ёнста эщитяма» («Встреча земляков»). На Гастрономической поляне каждый род представил свои блюда. Каждая семья показывает не только свое умение, но и свою историю. Вот табличка с надписью: «Малёкунь медь», этот род исстари занимается пчеловодством. Янтарный мед говорит сам за себя.  Кто –то мастак по мордовской «позе», кто-то печет необыкновенного вкуса блины. Хотя блины, пожалуй, пекут все. Они стопками красуются на огромном столе.

«Блины наши готовятся из пшена, манки, молока и очень большого количества домашних яиц, — знакомит нас с рецептами блюд Людмила Чекмаева. — Позу делают пожилые женщины. Она состоит из воды, сахара и свеклы. Процесс её изготовления довольно трудоёмкий. Раньше позу варили в печи, и она был насыщенно бордового цвета. Белый квас делается проще, для него берут ржаную муку, дрожжи, мяту. Летом незаменимый напиток. Да Вы угощайтесь, у нас всё вкусно».

Чуть поодаль готовятся уха и мясная солянка.

На Спортивной поляне толпится молодёжь. В селе сохранили народную игру – «Уздавунь адий». Вообще, в Шокше всех сильных зовут именем жившего тут силача – Уздав. Двое парней садятся друг против друга и оба хватаются за толстую палку. Кто сильнее, тот и перетянет.

Конечно же, местные умельцы тоже нашли место на празднике: тут и тканные пояса, и расписная матрешка, и вязаные семицветки, и резная мебель.

Самая главная поляна для детей — «Эрькакшунь ужа». Здесь можно и попрыгать, и поиграть, и обзавестись новыми друзьями. Взрослые не без смысла установили тут старинную детскую колыбельку. Пусть изучает подрастающее поколение обычаи предков.

Знаменательно, что народный праздник «Шокшунь адий» проходит в Год культурного наследия народов Российской Федерации. И уместно вспомнить слова нашего Президента, который говоря о единстве народов привел в пример мордовский народ. Упомянув, этнографические группы мордвы, Глава государства отметил, что «они дорожат своим единством».

Гости праздника

Ольга Фельдфебелева, культорганизатор Нароватовского сельского Дома культуры пришла на праздник со своим коллективом «Пизелнэ» («Рябинушка»). «Много лет мы собирали фольклор нашего села. Он у нас очень богатый. Пока жили наши бабушки, мы приходили к ним на мастер-классы. Поначалу с трудом улавливали старинные напевы, но смогли освоить. Сегодня на празднике в Шокше мы исполняем свадебный обряд «Шнамонь морамо» («Хвалебные песнопения»).

Ольга Матвеева со своим супругом живут в соседнем Сакаево. Эта семья славится своим мастерством. Сплетенные их руками «Теньгушевские пояса» – настоящий шедевр: «Наша семья интернациональная, муж-русский, я – мокшанка. После вуза по направлению приехали в Теньгушевский район. Сразу по душе пришлись и костюм, и песни эрзян, проживающих в западной части нашей республики. Непременно нужно сохранять местные обычаи. Это духовно обогащает»

Екатерина Поливцева, школьница: «Я живу в Москве, но каждое лето спешу в любимую Шокшу. В этом году родственники звали на море, но я с детства привыкла проводить все каникулы у бабушки. Здесь очень красивые места, и самые добрые люди. Конечно, я знаю не очень много про местные традиции, но пышные блины печь уже научилась»

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости