Более 7 тысяч талантливых школьников в возрасте от 14 до 17 лет из 89 регионов России, а также из 16 зарубежных государств участвовали в отборочных турах V Национального открытого чемпионата среди начинающих специалистов сферы креативных индустрий и цифрового искусства «АртМастерс-2024». В сотню финалистов попал и саранский 11-классник Максим Голубев.
Конкурсанты состязались в 10 творческих компетенциях: «3D дизайнер», «Веб-дизайнер», «Видеомонтажер», «Видеооператор», «Геймдизайнер», «Звукорежиссер кино и медиа», «Клипмейкер», «Композитор популярной музыки», «Сценарист», «Художник-аниматор». В финале за две недели им требовалось создать мультимедийный проект на тему «Творцы времени», по-своему переосмыслив наследие выдающихся россиян прошлого – Пушкина, Чехова, Чайковского, Ломоносова, Ковалевской, Циолковского, Репина, Королева, Станиславского. В распоряжение конкурсантов организаторы предоставили лучшие индустриальные площадки Москвы. А работы участников оценивало авторитетное профессиональное жюри.
По итогам творческих соревнований в индивидуальном зачёте среди клипмейкеров победу заслужил наш земляк Максим Голубев.
Награды в этой номинации вручал главный эксперт компетенции «Клипмейкер», как режиссёр поставивший масштабные шоу многим популярным российским исполнителям и снявший около 300 музыкальных клипов, Алексей… Голубев.
— Мы совсем не родственники, — с улыбкой уточняет Максим. – Во время награждения такое совпадение вызвало немало шуток. Хотя снимать клипы – не совсем моё. Просто, по условиям конкурса, путем жеребьёвки из номинантов было сформировано 10 команд, куда входили сценарист, видеооператор, композитор, звукорежиссер, видеомонтажер и т.д. Каждая на протяжении недели создавала музыкальный клип, связанный с тем или иным «Творцом времени». Моей команде также по жребию достался Циолковский. Кстати, как раз работая над заданной темой, я узнал о нём много интересного. И полученный на чемпионате опыт в любом случае пригодится. Но мне гораздо интереснее делать кино, где есть человеческая история.
— И есть такой опыт? Ты уже снимал кино?
— Да. Первый раз в 9 лет. Тогда мои родители развелись. И внутренние переживания по этому поводу у меня сублимировались в сценарий фильма «The room»: мальчик оказывается героем одноимённой компьютерной игры-головоломки, которому нужно разобраться, что спрятано внутри шкатулки с секретами. Я показал сценарий двоюродному брату Владу. Он старше на 15 лет и как раз учился на кинооператора в Питерском вузе. Вместе с ним мы и сняли ту короткометражную историю, где я впервые попробовал себя и сценаристом, и сорежиссером, и актёром.
Вообще-то, как выяснилось, актёрский опыт у Максима богатый. Он с дошкольного возраста играл в небольших инсценировках, несколько лет занимался в одной из местных театральных студий. Кроме того, c отличием окончил живописное отделение Саранской ДХШ №1.
— Родители меня всегда поддерживали. Я сам попросил, чтобы меня отдали в художку, отвели в театральную студию. Они не возражали. Напротив, со своей стороны делали всё, чтобы реализовать мои творческие устремления.
— И папа, и мама?
— Да. Несмотря на расставание, они сохранили нормальные человеческие отношения. И оба уделяли максимум внимания нам с сестрой. Кстати, во время чемпионата родные тоже меня поддерживали. Что тоже немаловажно.
— А как ты решил участвовать в чемпионате «АртМастерс»?
— Годом ранее в чемпионате участвовал мой приятель Ярослав Казанцев, позже поступивший на сценарный факультет Гуманитарного института телевидения и радиовещания (ГИТР). И мне посоветовал попробовать отправить заявку.
— Заявки прислали более 7 тысяч человек. Что нужно было сделать, чтобы попасть в финал?
— Кроме портфолио и отборочного онлайн-тестирования, надо было выполнить практическое задание – рассказать о себе в формате видеовизитки. Судя по полученным баллам, эксперты её высоко оценили.
— Я тоже её посмотрела. По видеоряду понятно, что в создании «визитки» участвовал не ты один.
— Конечно. Кино – это всегда работа команды, даже этот трейлер в 1 минуту 15 секунд. Тут, как и в других проектах, мои задумки помогли осуществить друзья Вера Филёткина, Михаил Слугин и брат Влад Амелин. Вера, кстати, в этом году поступила на операторский факультет ГИТРа.
— А снимали чем? Не смартфоном же?
— Нет. На телефон можно, конечно, снять что-нибудь «по приколу». А для серьезной работы нужна профессиональная камера. Своей видеоаппаратуры у нас нет. Приходится брать в аренду.
— Вам доверяют дорогую технику? Но чтобы снимать, пусть даже любительское кино, надо понимать, как это делать. Знать массу профессиональных деталей.
— При желании азы режиссерской и операторской профессии несложно освоить самостоятельно. Есть соответствующая литература. И, конечно, важна практика, чтобы понимать, как воплотить тот или иной замысел.
— Кроме первого, снятого в 9 лет фильма, были ещё попытки?
— Были. Три года назад мы попробовали снять триллер «Пики», где юноша-сирота мстит за убийство своей девушки. После появилась идея автобиографической киноистории «Переписать сценарий», которую не получилось довести до ума по нескольким причинам, в том числе финансовым. В конце 2023 года Вера предложила сделать новогодний фильм. Поначалу я отнекивался, думал, что все праздничные сюжеты копируют друг друга. Но все-таки согласился. Короткометражный фильм «Ты далеко» — история о том, как отмечают Новый год наши ровесники. Впервые у нас в команде работали визажисты, реквизиторы. Впервые, кроме наших друзей, снимались профессиональные актеры Национального театра.
— Максим, тебе важно, как твои работы воспринимает публика? Где их можно посмотреть?
— «Ты далеко» в январе презентовали на площадке креативного кластера «Завод 1901». И после просмотра мне было ценно услышать мнения зрителей, в том числе критические. Главное — фильм всё-таки получил эмоциональный отклик.
— Ты наверняка в курсе, что теперь в Мордовии начали снимать большое кино. Минувшим летом приглашали добровольцев поучаствовать в съёмочном процессе.
— Я тоже хотел. Но когда в республике шли съёмки, у меня была другая работа – в качестве наставника кино/видеодела у ребят в творческой смене. Для себя понял, что мне самому ещё многому необходимо научиться.
— К слову, победа на «АртМастерс» обеспечивает дополнительные баллы при зачислении в творческие вузы страны. Ты уже определился, куда намерен поступать после школы?
— На режиссерский факультет Института кино и телевидения.
— А на что потратишь 300 тысяч рублей, полученные в качестве награды на чемпионате, уже решил?
— На профессиональное оборудование.
— Значит, будем ждать твои новые работы.