16.2 C
Саранск
Пятница, 26 апреля, 2024

Саранские бомбилы рассказали спецкору «ИМ», почему работают с нарушениями, и кто сегодня для них главный враг

Жители Саранска регулярно жалуются на так называемых бомбил, таксистов, промышляющих перевозками из столицы в районы республики. Но пока максимум, что удалось сделать властям, — заставить их получать лицензию на пассажирские перевозки и платить налоги. Во всем остальном – без гарантии. Нарушений в работе перевозчиков масса, но почему они не желают их устранять? Чтобы понять логику бомбил журналист «ИМ» попытался прикинуться «валенком» и стать одним из них.

«Будем бить палками и ножами!»
— Краснослободск, Темников, надо ехать?!
Вторник, утро, автовокзал Саранска. На крыльце с десяток мужиков тормозят каждого входящего. Их видел любой, кто хоть раз уезжал отсюда в другой город или район республики. Бомбилы! Народ прямой, поэтому я прямо в лоб.
— Хочу, мужики, как вы, таксистом быть!
— Дохлый номер! – надо мной откровенно ржут. – Нас самих здесь столько, что скоро пассажиров на всех не хватит, так ты еще здесь нарисовался!
Среди всех присутствующих наиболее разговорчивы двое: низкорослый парень с деревенским говорком и высокий худой мужик. Им-то «на уши я и приседаю». Остальные настороженно прислушиваются.
— Ну а кто мне может запретить здесь работать? – провоцирую собеседников. Слухи о том, что бизнес нелегальных перевозчиков кто-то крышует, гуляют по Саранску давно. Но слова, как известно, к делу не пришьешь.
— Коллектив! – отвечает паренек. — Здесь вообще все решает коллектив, то есть мы все!
— И что, даже за процент с заработка нельзя к вам попасть?
— Нет! Да и какого заработка?! Ты думаешь, мы здесь миллионы зарабатываем?! Иной раз целый день впустую можешь простоять.
— Ну раз стоите, значит, есть смысл работать.
— У многих просто есть другие заработки, да и привыкли уже.
— Ну а, если я все же попробую, неужели бить будете?
— Еще бы! – вставляет реплику худой мужик. – В 90-е палками и ножами отбивались, а уж сейчас-то…
— Ну так это статья вообще-то…
— Ну и что, что статья?! Тебе же говорят, нас самих здесь много! Хочешь таксовать? Иди по городу работай!

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

«В президенты не пробовал баллотироваться?!»
— Чамзинка, Дубенки!..
Парковка возле роддома на Химмаше, пятнадцать минут спустя. Возле машин топчутся несколько мужиков, зазывают пассажиров. Я с тем же вопросом.
— В президенты не пробовал баллотироваться?!
— Нет, а что?
— Ну у тебя бы там шансов больше было бы! – форма ответа другая, но содержание то же: «иди на фиг!». Но мало-помалу водители все же отходят и объясняют свою позицию.
— Зачем нам здесь конкуренты? – удивляется высокий крепкий мужик. – Получается, свою жену отдай дяде, а сам…
— Даже так…
— А как ты думал?! Мы здесь по двадцать лет стоим, и пилить сук, на котором сидим, не собираемся.
Мне все ясно, моя легенда не зашла, активирую план «Б». Сверкаю журналистским удостоверением и перевожу разговор в официальное русло.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}

«Мы – низшая каста!»
— Вячеслав меня зовут, — представляется невысокий мужчина в темных очках. – Я заместитель генерального директора нашего некоммерческого партнерства. – С нарушениями, работаем, говоришь? Ну да, есть такое. Кто-то путевой лист не оформит, кто-то медицинскую справку. Но нас тоже нужно понять, все же денег стоит. Ты только посчитай наши расходы. Иногда заработаешь за месяц тридцать тысяч, думаешь: «ну все я генерал!», а потом прикинешь, сколько нужно на бензин, на обслуживание машины, и понимаешь, что ничего не заработал. И ты не забывай, что в год каждый из нас платит около сорока тысяч одних только налогов.
— Так может быть, вам просто работу поменять, на стройку, например, пойти?
— Ну ты загнул. Во-первых, каждый из нас за рулем уже больше двадцати лет. Мы делать больше ничего не умеем. Во-вторых, гробить свое здоровье на стройке я не хочу.
У Вячеслава и его коллег своя логика и свой взгляд на ситуацию в их нелегком ремесле.
— Пойми, мы, получается самая низшая каста! – возмущается мужчина. – К ней относятся, проститутки, бомжи, менты и таксисты. Все мы больше ничего не умеем делать, кроме своего ремесла. А спрашивают с нас за все. Привыкли думать, что мы зарабатываем огромные деньги и при этом ни за что не отвечаем. Да, если хочешь знать, мы-то как раз правила дорожного движения соблюдаем по буковке. А вон видишь, на остановке «Газель» маршрутная стоит, почему ее никто никогда не проверяет, пока авария не случится?! А нас, если захотят – запросто найдут, за что оштрафовать!

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}

Интернет – главный враг бомбилы!
Клиентов у моих собеседников особо нет, за пятнадцать минут, что я слушаю их откровения, ехать в Чамзинку на машине соглашается только одна пожилая женщина. Но ее никто не повезет, пока не найдутся еще три пассажира. Иначе просто невыгодно. Пока свободного времени много, водители с удовольствием жалуются на жизнь.
— Да что ты все заладил: бандиты или государство?! – вздыхает Вячеслав. – Нашему брату и тогда, и сейчас жилось не сладко. Но понимаешь, в чем настоящая проблема?! Жизнь постоянно меняется, и мы становимся просто неактуальны.
— Это все бла-кар е..й! – зло сплевывает пожилой лысоватый водитель. Он имеет в виду интернет-сервис по поиску попутчиков «бла-бла кар». – Ведь до того дошло, что уже водители рейсовых автобусов им пользуются. Дают объявления, что в такое-то время еду по такому-то маршруту. И цену ставят минимальную. Все свободные места в автобусе забивают попутчиками. А мы стоим здесь и смотрим! А сколько тех, кто просто так останавливается по взмаху руки! Они вообще ни за что не отвечают!
— Вот это – и есть бомбилы-нелегалы! – соглашается Вячеслав. – Думаешь, в случае аварии их попутчики смогут получить какую-то компенсацию?! А мы что, у нас все официально.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 4}

«Их нельзя наказать!»
По оценкам экспертов, более семидесяти процентов аварий с участием автомобилей такси происходят по вине водителей-нелегалов. То есть тех, кто вообще нигде не оформлен и не зарегистрирован.
— Вот, к примеру, едет такой водила по дороге, — рассуждает Вячеслав, — остановит его инспектор, проверит. Так никто из его пассажиров не признается, что едет за деньги. Скажут, что родственники или друзья. Пойми, такая схема выгодна всем: одни зарабатывают деньги, другие ездят по дешевке. О чем можно говорить, если на попутке, найденной через интернет, можно из Нижнего Новгорода до Москвы за тысячу рублей доехать! И возможностей наказать таких извозчиков у государства нет. Поэтому на нас и отыгрываются.
— Ну так вроде собираются запретить этот сервис!
— Да пока они соберутся, мы без работы останемся!
Авторы соответствующих исследований, в принципе, согласны с саранским бомбилой Вячеславом, только формулировки в их отчетах выглядят куда более корректно. К примеру, по оценкам аналитиков, общий объем нелегального рынка такси в России превышает сто миллиардов рублей! С этих денег не платятся налоги, их вообще как будто нет! И, если рассудить здраво, в проигрыше от такой ситуации остаются абсолютно все. Но при этом серый рынок продолжает интенсивно развиваться.
— Краснослободск, Темников, Чамзинка, Дубенки – лишь вершина айсберга.

Андрей ЕЛИСТРАТОВ

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости