Благоустройство и санитарная уборка территории сельского кладбища – типичная проблема для глубинки.
Кочкуровский Семилей по современным меркам – село динамично развивающееся и достаточно многонаселенное, где есть экономически успешное агрохозяйство, позволяющее специалистам неплохо зарабатывать.
— Тем не менее, на установку нового забора на кладбище ушло почти шесть лет. Сразу собрать необходимую сумму на материалы не получалось. Вот и затянулся процесс, — сетует глава сельского поселения Александр Кудашкин. – Спасибо, ещё помогли спонсоры и местное сельхозпредприятие «Норов».
А вот народ соседней Новотягловки, где сейчас проживает чуть больше 20 человек, оказался куда активнее. Жители и уроженцы деревни, чьи предки покоятся на сельском кладбище, ещё три года на общественном сходе решили принять участие в госпрограмме самообложения. В добавок к собранным гражданами 600 тысячам рублей получили 2,4 млн рублей из республиканского бюджета. На эти деньги огородили территорию кладбища забором, потом сделали насыпную щебенчатую дорожку.
Пример новотягловцев подхватили жители и уроженцы Воеводского. К собранным ими 500 тысячам государство добавило 2 миллиона. В итоге удалось и забор отремонтировать, и дорожки проложить, и даже заасфальтировать площадку для парковки автотранспорта.
Семилейцев беспокоило то, что погост зарос высоченными деревьями.
— Кладбище превратилось просто в непролазную тайгу, — метафорично поясняет глава сельского поселения. — Причем из-за ветхости во время сильного ветра или снегопада старые деревья, случалось, ломались, калеча надгробья и перекрывая доступ к другим могилкам.
И семилейцы также решили воспользоваться программой самообложения, чтобы привести в порядок территорию, куда каждый приходит поклониться праху своих близких.
— В первый раз собрали 210 тысяч рублей и получили 840 тысяч от республики. Но полутора миллионов оказалось недостаточно. Пришлось нанимать специальную технику и профессионалов, умеющих осуществлять «точечную» распилку стволов так, чтобы не повредить погребения, кресты и памятники на могилах. В прошлом году успели вырубить 66 аварийных тополей, ив, канадского клёна. В этом граждане собрали уже 220 тысяч рублей, плюс 880 тысяч добавила республика. И ещё в апреле специалисты продолжили санитарную вырубку, очистив территорию кладбища от 74 стволов и дикой поросли, — удовлетворенно сообщает Александр Кудашкин, показывая журналистам результаты проделанной работы. – Кстати, распиленную древесину рачительные сельчане быстро разобрали на дрова и прочие хозяйственные нужды.
Теперь и население Старых Турдак хочет подключиться к программе самообложения, чтобы благоустроить территорию сельского кладбища.
Напомним, в начале лета жители и уроженцы ещё одного кочкуровского с. Татарский Умыс на общем сходе тоже проголосовали за участие в этой программе, чтобы на собранные средства и субсидию государства провести электроосвещение вдоль сельских улиц.
Самообложение помогает кочкуровцам благоустраивать сельские погосты
