20.1 C
Саранск
Пятница, 26 апреля, 2024

С кем воевали саранские рейтары?

«Известия Мордовии» продолжают проект «Город-крепость», посвященный 380-летию Саранска. Вместе с экспертами Республиканского краеведческого музея имени И.Д. Воронина и специалистами из Клуба исторической реконструкции «Владычный полк» мы рассказываем о наших предках, которые строили, защищали и украшали Саранск. Мы уже познакомились со стрельцами, пушкарями, казаками… А сегодня узнаем о рейтарах — кавалерии «нового строя», которая формировалась, в том числе, из помещиков мордовского края. 

На коне и с пистолетом 

Слово «рейтар» — немецкое. В XVII веке рейтары были родом  из западноевропейской кавалерии. В отличие от кирасир (преемников рыцарей), главным оружием рейтар были карабины и пистолеты. На поле боя строй таких всадников становился линией огня. Передовую европейскую тактику активно перенимала армия царя Михаила Федоровича (дедушки Петра I) — именно при нем, в ходе Смоленской войны 1633-34 гг. был сформирован первый в России полк «рейтарского строя». При царе Алексее Михайловиче было создано уже 6 русских рейтарских полков, которые доказали свою эффективность в войнах с Речью Посполитой и Швецией. К 1660 г. рейтары стали основным видом российской полевой конницы. В Саранске и Атемаре городовые дворяне были массово «поверстаны» в рейтары в 1678-79 гг. 

Большое внимание уделялось выучке и дисциплине рейтар. Сам царь предписывал, чтобы они «ружья в паленье держали твёрдо и стреляли по людям и по лошадям, а не по аеру» (в воздух. — «ИМ»). Рейтары, набранные из саранских и атемарских помещиков, хорошо проявили себя на Русско-Польской войне, участвовали во многих сражениях. Вне поля боя они несли разведывательную и дозорную службу.  

За государев счет 

— В Саранско-Атемарской десятне (в военно-учетном списке служилых дворян) 1669-70 гг. значится 89 рейтар, — рассказывает заместитель директора по научной работе Краеведческого музея имени И.Д. Воронина Дмитрий Фролов. — Помещиков среди них было всего 13, остальные — русские и татарские казаки. В десятне 1679-80 гг. на рейтарской службе значится 200 человек — из «детей боярских», дворян, мурз и татар. Как правило, в рейтары шли беднейшие помещики, но принимались в них и «охочие» вольные люди. Всем им полагалось царское жалованье: на год — 30 рублей. На практике кому-то платили больше, а кто-то годами не видел этих денег. 

По западному образцу, снаряжение рейтара состояло из пары пистолетов, карабина, шлема-шишака и двухсторонней кирасы. Конечно, была и сабля, но воевали рейтары с опорой на залповую стрельбу. Латы, шлемы и огнестрельное оружие, порох и свинец рейтары получали из казны. Так правительство возвращало в строй бедных дворян, у которых не было средств экипироваться за свой свет, получая хорошо снаряженную и обученную кавалерию. 

— Известно, что в 1680 году на 200 саранских рейтар было в наличии 154 карабина и 198 пистолетов, — отмечает Дмитрий Фролов. — Из казны рейтарам были выданы 16 шлемов и 23 кирасы (позже все они были утрачены на вой­не). Экипировка была самой разной.  Кому-то выдавался государем полный комплект, кому-то — только карабин и пистоли (без лат), а кто-то и вовсе 20 лет служил со своим ружьем.  

Примерно треть саранских дворян несла службу с боевыми холопами — вооруженными слугами, обученными военному делу. Экипировка у последних была неважной… Судите сами: на сотню слуг с пищалью служил всего 1 холоп, с саблями — 3. Еще 34 обозных холопа воевали с бердышами, у остальных не было ничего. 

Неверная Фортуна 

Служба рейтара была тяжелой, а длилась — пожизненно. Не всем везло в боях. 

— Известно, — рассказывает Дмитрий Фролов, — что у дворянина Якова Артемьева Колюпанова в бою под Симбирском (крестьянская война 1670-71 гг.) отбили в бою выданные из казны шишак и латы — из вооружения остались карабин да пистоль. У рейтара Михаила Григорьевича Сыропятова «воровские казаки» отбили и шишак с латами, и карабин с двумя пистолетами. Из казны ему вновь выдали только карабин. Бывало, что с господскими вещами в бега подавались холопы. Из-за бедного и «худого» вооружения рейтарам грозили переводом «в солдаты» (аналог стрелецких полков. — «ИМ»). Так, в 1680 г. 14 мелкопоместных дворян и 5 мурз из Саранска все-таки были записаны в солдатский строй, служить в котором помещикам считалось зазорным. 

Крепкая кираса 

Гордость саранского клуба исторической реконструкции и средневекового фехтования «Владычный полк» — реконструкция комплекса снаряжения русского рейтара. Этот комплект — результат долгой и тщательной работы многих мастеров. Руководство клуба дало мне возможность почувствовать себя в роли кавалериста «нового строя». 

Облачаюсь: свободные рубаха и порты, на ноги — онучи. Сапоги — кавалерийские, очень высокие, впереди голенище даже закрывает (для защиты) колено. Не в первый раз убеждаюсь, насколько удобна обувь XVII века. Кафтан — дворянский, богатый: из крашеного в брусничный цвет сукна, на цветной же подкладке, обшитый голубыми шелковыми шнурами, с латунными пуговками. Теплая и удобная одежда. По обычаю, обязательно подвязываю кафтан тканым тесьмяным кушаком: без оного ходить было неприлично. На плетеных шнурах на поясе крепится сабля: тяжелая, венгеро-польская, гусарского типа. 

А теперь — защита. Кираса, практически рыцарская броня! Без помощи основателя клуба, опытного реконструктора Игоря Лошкарева мне ее не надеть. Сталь надежно защищает корпус (дорогие кирасы не могли пробить пистолетные и ружейные пули), но весят латы 7 кг, нагрузка чувствуется. Великолепен рейтарский шлем (3,5 кг, однако, тяжеловата «шапочка»): стальной, с ребрами жесткости. Боевое наголовье дополняют назатыльник «рачий хвост», нащечники, козырек с защитной стрелкой. Голова воина надежно прикрыта. 

Поверх кирасы на ремешке — лядунка для готовых бумажных патронов. На поясном ремне — сумка для полезных мелочей (карманов на старинной русской одежде не было). Дополняют образ кавалериста кожаные краги — «рукавицы перчатныя». Теперь можно и в седло: нести государеву службу, защищать российскую землю. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости