В начале 2021 года старейшей жительнице Ромодановского района Раисе Игнатьевне Беляевой исполнилось 104 года. Рожденная 2 января 1917 года, еще при царе Николае II, Раиса Игнатьевна тихо-мирно жила в отдаленном селе Ромодановского района — Большом Чуфарове. Мечтала дожить до светлого праздника Святой Пасхи и Дня Победы! Мечта ее исполнилась! Не стало бабы Раи 10 мая… Сегодня мы расскажем о ней и о знаменитом селе, в котором она проживала со своей дочкой, зятем и сыном.
Большое Чуфарово известно далеко за пределами Мордовии своей святыней — Свято-Троицким мужским монастырем. В советские времена Большое Чуфарово было очень крупным селом. Здесь располагалась знаменитая молочная ферма №2 колхоза «Волна революции», где трудилась наша героиня. Журналисты «Известий Мордовии» и «Победы» почти каждый год гостили у долгожительницы Большого Чуфарова, пробовали вкуснющего «беляевского» козьего молока… Однако, повествование о Раисе Игнатьевне мы начнем с описания старинного и загадочного села, в котором живет наша героиня.
Намоленное место
Большечуфаровский монастырь был основан в середине 19 века старцем Игнатием Вершининым. Монастырь жил историей своей страны, несмотря на отдаленность от цивилизации и бездорожье. Так, во время Русско-Турецкой войны 1877-78 годов по решению монастырского совета 15 сестер были направлены в действующую армию на Балканы в качестве сестер милосердия. В 1904 году чуфаровские сестры трудились в госпиталях Мукдена и Порт-Артура. В первую мировую войну монастырь отправил многих сестер в лазареты Западного фронта: с собой они везли лекарства, перевязочный материал, а также белье, сшитое в собственной мастерской. После революции монастырь был разграблен, в его стенах разместили детский приют из Кронштадта. На пропитание детей пошли последние запасы монашеских закромов, но сестры не роптали, ведь продукты расходовались на детей.
С конца двадцатых годов на территории монастыря был устроен «лагерь особого режима для духовенства», да и не только для духовенства. Возле села известны три места массовых захоронений жертв репрессий. Со временем колонию особого режима сменили последовательно детский дом, профтехучилище (сейчас оно в Ромоданове), колхоз. Каждый хозяин внес свою «лепту» в разрушение монастыря.
По благословению тогдашнего епископа Саранского и Мордовского Варсонофия в феврале 1994 года на руины погибшей обители прибыли первые насельники. Восстановление монастыря было поручено иеромонаху Лазарю. Духовником обители был назначен схиигумен Феофан, прославивший монастырь на всю Россию своим беззаветным служением Богу, способностью исцелять страждущих. Вот при таких «внешних обстоятельствах» коротала свои деньки заслуженная пенсионерка Раиса Игнатьевна Беляева.
С царем в голове!
Вы, наверное, успели подумать, что 104-летняя Раиса Игнатьевна Беляева жила старческой, заунывной и неинтересной жизнью? А вот и не угадали! Ведь у нее до последнего дня было любимое — чтение Библии и молитв!
С 12 лет она начала работать на колхозных полях. В 18 лет девушка освоила профессию тракториста. Раиса Игнатьевна была и дояркой, и свинаркой. Довелось нашей героине заниматься и выращиванием сахарной свеклы. В те годы это был тяжелый ручной труд. В колхозе Раиса Игнатьевна проработала до 73 лет.
— Старость ко мне запоздала, потому что много трудилась. В душе я не чувствую себя старой и беспомощной до сих пор, — с улыбкой сказала нам хозяйка дома в прошлом году, еще в «докоранавирусную» эпоху. Мы вышли в широкий двор гостеприимного дома Беляевых. «Фотографируете, меня, как правдышну», — смеялась над собой живая легенда.
Наши деды и прадеды, в том числе и Раиса Игнатьевна, по простоте душевной, напрямую связывали «ум» и «царя», то есть если человек умен, значит, у него есть «царь в голове». Отсутствие царя в царстве, и ума в голове приводит к печальным последствиям. Раиса Игнатьена жила «с царем в голове»: факты своей биографии помнила четко, до малейших крупиц. Всю жизнь днем работала, по ночам шила-вязала…
В 7-летнем возрасте Раиса пошла в школу и за год освоила программу двух классов, но потом бросила учебу. «Жили мы очень бедно, я ходила в залатанной шубенке и старых лаптях, — вспоминала она, — Одноклассники смеялись надо мной, поэтому решила больше не посещать уроки. В 12 лет стала работать — пасла коров и лошадей». По заверению глубоко верующей Раисы Игнатьевны, в ту пору ей дважды являлась Пресвятая Дева Мария и спасала ей жизнь при внезапном наводнении и при потере дороги домой ночью!
Перед войной Раиса трудилась в колхозе трактористкой. «Затем председатель направил ее учиться на бригадира. Вернувшись в деревню, до 1940 года водила трактор. Муж Михаил служил в исправительно-трудовой колонии на территории бывшего монастыря. Вскоре родилась первая дочь Валя. Жить было трудно. Трехмесячную малышку отдала в ясли, а сама вернулась на работу. Прибегала в обед покормить дочку грудью, а она частенько в это время спала. Сцедив молоко, оставляла его нянечке и возвращалась снова на ферму.
Работали в ту пору и днем, и ночью. На плечах таскала зерно в Ромоданово. Красная Армия нуждалась в продуктах и другом обеспечении. Поэтому налоги были огромными. На них уходила почти вся зарплата. Питались одной картошкой. Но дружная бригада Раисы Игнатьевны не жаловалась, была рада отдать все для Победы в Великой Отечественной войне.
В тяжелые годы она всегда вспоминала о великом вожде Владимире Ленине. Ей было 7 лет, когда не стало вождя мирового пролетариата. И в школе, и в газетах твердили в ту пору, что Ленин — за бедных и обездоленных, за крестьян… Раиса Игнатьевна помнила, как плакала в 1924 году: ей казалось, что она осиротела, потеряла близкого человека-заступника. При этом всегда глубоко верила в Бога несмотря на то, что советская власть не признавала религию.
После войны у супругов Беляевых появилось еще двое детей: Галина и Геннадий. В колхозе Раиса Геннадьевна работала до 73 лет, пока не появилась первая внучка Оксана. Тогда бабушка решила посвятить себя ее воспитанию. Внучка работает ведущей актрисой в Русском драматическом театре в Саранске. Сейчас у долгожительницы есть еще двое внуков Сергей и Татьяна, а также правнучка Арина. Муж умер в 1991 году в возрасте 80 лет.
— В ранешные годы все было как-то проще. Люди не запирались на замки, двери всегда были открыты гостям. Мне хочется, чтобы внуки жили в благополучной стране. Я всем довольна, мне не на что обижаться. Всегда трудилась и никогда не чувствовала себя несчастной. Дочь Галя с мужем Павлом, сын Геннадий живут со мной в одном доме. «Большего счастья и не надо», —тихим голосом сказала нам Раиса Игнатьевна в ту памятную встречу.
Уже у дома мы с Раисой Игнатьевной даже спели песню «Степь да степь кругом, путь далек лежит…» Получилось так, что – на прощанье! Царствие ей небесное!..
Олег КОРЧИГАНОВ