1.2 C
Саранск
Четверг, 28 марта, 2024
spot_img

Ромодановский вокзал в Нижнем Новгороде 

В путешествиях отрываешь мир и узнаешь неожиданные подробности о местах, в которых уже был. Для меня такой стала новая поездка в Нижний Новгород. Сойдя июльским днем из поезда, я ступил на раскаленную от солнца платформу Московского вокзала. Узнав по дороге на Автозавод, что я из Мордовии, таксист рассказал, что железнодорожный вокзал Нижнего был в другом месте и называли его «Ромодановский». «Таким «именем» он обязан узловой железнодорожной станции, которая у вас в Мордовии» — добавил разговорчивый собеседник. 

Третье имя 

Один из крупных транспортных узлов Горьковской железной дороги — станция Красный Узел. «Покраснела» она уже в советское время, когда кумачовое прилагательное в своем названии не получила, разве что, синька. Красным Узлом, как и Тимирязевом, было в разное время Ромоданово, так что сегодняшнее «имя» станции – уже третье в ее истории. Об этом знают многие. Но, как и для меня до последнего времени, большинству о том, что Ромоданово дало название железнодорожному вокзалу в столице Поволжья, ничего не известно. В этом убедился и в разговоре с питерскими друзьями, один из которых родом из Ромоданова, но тоже ничего не слышал о нижегородском вокзале с мордовской историей. 

Таксист дал адрес, по которому в Нижнем можно найти здание старого Ромодановского вокзала. Но предупредил, что зайти вовнутрь не получится: «Это режимный объект за забором из металлических прутьев. Пропускная система очень строгая, поэтому полюбоваться зданием можно лишь снаружи».  

Сегодня в здании вокзала находятся завод и офис компании по производству пластиковых карт. В советское время это место было площадью Чапаева, но много лет назад площади вернули прежнее название — Казанская. Жители Нижнего любят это место. И гости города не упускают возможности полюбоваться красотой здания посреди Казанской площади. Оно построено в стиле поздней эклектики XIX века – времени так называемого «предмодерна». Особенность стиля – наличие «кубоватых» башенок, которые можно видеть сейчас и на здании Нижегородской биржи.  

Поезд идет на Восток 

Место слияния Волги и Оки, Нижний Новгород был и остается одним из главных пунктов на водных путях России. Но после того, как в 1896 году там прошла Всероссийская промышленно-художественная выставка, у отцов города родилась идея построить железную дорогу, которая связала бы город с нынешней Мордовией и остальным Поволжьем. В Нижнем Новгороде было создано отделение Технического общества, которое предложило проект железной дороги «Нижний Новгород — Казань».  

Железная дорога – не только рельсы, но и вокзалы, к которым они ведут. Для главного вокзала Нижнего было выбрано место на правом берегу Оки у пристани мукомольных мельниц Дегтярёвых и Башкировых. Железная дорога распологалась на узкой полоске земли, с одной стороны которой была река Ока, а с другой стороны — возвышенность. Между тем на вокзале планировалось принимать пассажирские и товарные поезда, поэтому важно было задействовать каждый сантиметр дефицитной площади. Чтобы не строить мост через реку, железнодорожные пути проложили по береговой террасе. Строительство Ромодановского вокзала начали в 1900, а закончить планировали в 1902 году. Работали на стройке вольные люди и арестанты. Но в октябре 1902 года, когда была закончена уже половина работ, с Окского косогора сошел оползень, отодвинув сроки сдачи объекта до 1904 года. А еще вынудил строителей искать новые инженерные решения. Нужно было сделать так, чтобы поезда могли осилить крутой подъём на косогор. Для этого вручную была создана дренажная система из 39 штолен на участке от вокзала до станции Мыза. После открытия движения поездов пассажиры изрядно нервничали, когда составы шли по этому пути. Хотя, двигались они только днем, а скорость их движения была не более 40 км/час, пассажирам казалось, что вагоны вот-вот пойдут под откос. Но страх компенсировал прекрасный вид из окон, о чем в путевом очерке «Волга и Кама» оставил свои впечатления писатель Леонид Андреев. 

Движение по железной дороге от Ромодановского вокзала становилось всё более оживлённым.  

Уже переименованный сначала в Арзамасский, а затем в Казанский, Ромодановский вокзал, оставался действующим вплоть до февраля 1974 года. Именно тогда случился еще один оползень. Он не только перекрыл железнодорожные пути, но и опрокинул трамвай. Говорят, к этому времени и относится зарождение городской легенды о засыпанном землей поезде, который стремится, но никак не может прибыть в пункт назначения. Никакими фактами легенда не подтверждается, но ее очень долго подпитывала меланхолическая атмосфера пустого и ветшающего на глазах год от года вокзала. 

Дом и место работы мецената  

После закрытия Ромодановский вокзал оставался какое-то время востребованным лишь у кинематографистов. Внутри него они снимали сцены фильма «Хождение по мукам», «Мать» с Инной Чуриковой в главной роли.  

В 1993 году здание признали архитектурным памятником регионального значения. Но и это, считают нижегородцы, вряд ли спасло бы его от сноса. «Умирающий объект» купил за бесценок предприниматель Владимир Крупнов, детство которого прошло в ближних окрестностях. «Еще мой дед, — говорит он, — водил отсюда поезда. Я вырос рядом с этим зданием и всегда восхищался его красотой. Для нас, мальчишек, оно было необыкновенным, резко отличавшимся от обычных унылых соседних домов. Вокзал хранил в себе колоссальную энергетику встреч и расставаний. И вот, спустя много лет, я увидел, что здание, через которое ежедневно проходили тысячи людей и где кипела жизнь, лежит в руинах. Его даже не снесли, не сломали — просто забыли и бросили. Я не мог смириться с мыслью, что оно скоро совсем исчезнет с лица земли, а наши власти закрывают на это глаза». 

Крупнов вложил в восстановление здания миллион долларов. Но первые деньги заработал, сдав в привокзальный ресторан грибы, которые собрал в ближайшем лесу. Примечательно, что вокзал закрыли в 1974, а ресторан работал еще два года. 

Мог ли Крупнов в детстве подумать, что сам станет владельцем исторического здания?! 

Вот такая история у вокзала, который встречал и поезда из Мордовии.  

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости