12.5 C
Саранск
Суббота, 27 июля, 2024
spot_img

Родом из Вишнёвых Манадышей: актер Александр Елизаров служил в театре на родине Василия Шукшина

В Атяшевском районе в названиях сразу трех сел есть слово «Манадыши». По легенде, эти селения основали три представителя одной семьи.  Она гласит, что у барина по фамилии Манадыши было три сына. Уже взрослых барчуков отец собрал вместе, чтобы каждому отдать по части  имения. Старший  сын поселился на месте с ровными и пахотными полями, на которых стоят Большие Манадыши. Средний основал село  Вишнёвые Манадыши, которое засадил  вишневыми деревьями. А младшему досталась земля  с густым лесом, на которой  теперь стоит  село Малые Манадыши.

Известная в селе фамилия

В Вишнёвых Манадышах распространенная фамилия  — Елизаровы. Заведовавший  сельхозотделом редакции Атяшевской райгазеты Николай Михайлович Елизаров не был профессиональным журналистом, но   мог писать  на любую тему интересно, легко и при  этом, казалось,  неиссякаем  был его юмор. Елизаров очень гордился своей службой на военном флоте  и притягивал к себе всех своим  жизнелюбием, оптимизмом и  огромным обаянием. Начинавшая рядом с ним   работу Валентина Жегалина вспоминала: «Как сейчас вижу Михалыча за покрытым зеленым сукном столом в нашем маленьком кабинетике. Списанный из кабинета первого секретаря райкома, тяжеленный дубовый двухтумбовый стол он сам для себя притащил в кабинет. Сидит — лохматый, озабоченный, пишет и курит. Я его спрашиваю: «Николай Михайлович, что пишете?». «Не мешай, — слышу в ответ. — Видишь, человек работает. Пишу умную статью о пользе своевременного внесения органических удобрений под урожай будущего года». «Михалыч, не кури больше, ради Христа, я вся табачищем провоняла…». «Больше не буду. И меньше — тоже». И тут же берет полую трубку от гардины, сует ее в форточку и пускает в нее дым на улицу».

Из Мордовии — в Бийск

А я узнал  недавно и об  уроженце Вишнёвых Манадыш   Александре Николаевиче  Елизарове. Драматический актер, он большую часть жизни  посвятил служению в театре города  Бийска. Правда, в шукшинских местах обосновался уже «со второго захода». «Я долго искал себя  в профессии,  — говорит Елизаров. — После окончания театральной студии в Чите работал в Сызрани, пробовал себя в театрах  Великих Лук, Бийска, Ленинабада. В Балашове Саратовской области познакомился с женой Светланой. Когда  родилась дочь Инга, обосновались в  Бийске, где у меня    уже были знакомые  по предыдущей  недолгой работе в этом городе. А главное,  в Бийске предоставили жилье, с которым ты уверен в себе и готов развернуть свой талант».

Я спросил Александра Николаевича, знал ли он своего односельчанина и однофамильца,  и неожиданно для себя услышал: «Нет, не знал. Похоже, Николай Михайлович родился уже после того, как я   уехал из Вишневых Манадыш».

Отец не увидел сына

Рассказывая о себе, собеседник вспомнил о родителях-колхозниках, которые и детей своих, наверное, видели обосновавшимися на родной земле. У Николая Васильевича и  Александры Кузьминичны Елизаровых в Вишневых Манадышах тоже был большой сад, настоящими королевами в котором стояли по весне в белом цвету вишневые деревья. А летом все деревья были усыпаны  спелой вишней, за которой  приезжали из разных сел.  «Я восьмой и младший из детей  в семье, — говорит Александр Николаевич. —  К сожалению, отца  своего не успел даже увидеть. Я родился 28 августа 1941 года — за несколько дней до того, как его призвали на фронт. После войны узнал, что отец погиб в плену».

Младший сын Елизаровых  любовался в детстве  цветением  на малой родине вишнёвых садов, но после окончания школы, как и его братья, уехал в город. Каждый – за своей мечтой, Александр – чтобы стать артистом. За выкрутасы и балагурство, которыми отличался среди сверстников, односельчане  прозвали  его Артистом, как бы предопределив   предназначение  земляка во взрослой жизни.

И Фурцева согласилась!

Опустив рассказ о  творческих исканиях Елизарова в разных городах, остановимся на его работе в Бийске, в театральной жизни которого он оставил заметный след как актер и  директор театра. Театр Бийска со статусом «городской» под его руководством    гастролировал по всему Советскому Союзу, что можно расценивать как  неслыханное для того времени исключение.  Чтобы «пробить» для «местночтимой» труппы  всесоюзные гастроли,  Александр Елизаров добился приема у министра культуры Екатерины Фурцевой, и она пошла навстречу. В результате Бийский театр драмы побывал на Сахалине, в Кузбассе, Туркмении,  Казахстане,  Харькове. И даже в Ленинграде театральная публика с восторгом  приняла  спектакли театра, представленного на  афишах как «Театр родины  В.  Шукшина».  В этом, говорит Елизаров, во многом заслуга режиссера   Михаила Карнаухова, который впервые осуществил на сцене Бийского театра постановки по произведениям Шукшина. «Это было настоящим прорывом: «Калина красная», «Энергичные люди», «Степан Разин», «До третьих петухов» – о нашем театре заговорили на всю страну, как о шукшинском». Сам Н.М. Елизаров, будучи директором театра, в спектакле «Степан Разин» сыграл главную роль.

— А о роли купца Лопахина  в «Вишневом саде» Чехова не задумывались? – спросил я у собеседника. 

— К сожалению, у нас в театре эту пьесу так и не ставили.

Артист в роли директора

— А как  случилось, что  актер, выступлений которого  зрители всегда ждали,  стал директором театра и возглавлял его 12 лет?

— Можно сказать, я и на посту директора остался артистом. Продолжал играть эту роль, и она, как мне говорили, неплохо у меня получалась. Все  вышло так, как и посоветовал секретарь горкома Макушин в ответ на мое удивление неожиданным назначением: «Да вы что, с ума, что ли,  сошли? За что?». Благословляя меня на директорскую должность, секретарь горкома сказал: «Ты же актер, так  что  играй  теперь роль директора».

Бийский  драматический театр   в годы работы в нем А. Елизарова гордился богатым репертуаром, изюминками  в котором были постановки по произведениям Шукшина,   Рощина, Лопе де Вега,  Моэма, Чехова. Поставили даже  купринскую «Яму», в которой благодаря тонко продуманной режиссуре не было  никакой пошлости и скабрезности, зато показана отчаянная человеческая драма.

Уже после того, как завершил Елизаров  театральную карьеру, сестра Василия Шукшина Наталья Макаровна сказала ему: «Как же вас не хватает в театре… забывать стали Василия…». И для Елизарова эти её  слова – самое главное признание. Он не просил для себя наград, и даже на предложение присвоить звание заслуженного артиста  Российской Федерации ответил: «Может, рано еще?». И  те, кто предложил, с этим, похоже, согласились. А в 2009 году наградили Елизарова медалью «300 лет Бийску», и сам он  расценил  эту награду как знак: «Обо мне помнят!» 

Основатель династии актеров

И в Бийске Елизарова, которому в августе  исполнится 80 лет, действительно помнят. Прежде всего, как артиста и директора театра, под руководством которого труппа  ставила замечательные спектакли по   произведениям Василия Шукшина.  А еще как основателя театральной династии Елизаровых-Вороновских, за что А.Н. Елизаров  удостоен  специального  диплома Союза театральных деятелей  «Основатель российской театральной династии». В Бийском драматическом театре династию  продолжают супруга Александра Николаевича – заслуженная артистка России Светлана Елизарова, дочь Инга Вороновская, зять — главный режиссер Михаил Вороновский, внук Елизаровых и сын Вороновских Мирон.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости