0.1 C
Саранск
Суббота, 23 ноября, 2024
spot_img

Родом из Нового Пшенева

Когда несколько лет назад готовил очерк о Герое Социалистического Труда Вере Дмитриевне Буровой, она рассказала, что день рождения у нее — два раза в году. А все потому, что паспортистка при обмене паспорта перепутала дату ее рождения. Подобный парадокс случился и с Николаем Степановичем Щанкиным. По паспорту 80-летие у него 4 декабря, но на самом деле родился Николай Степанович 27 сентября 1943 года.

Уроки отца

Собираясь написать о нем, хотел пойти к Николаю Степановичу домой. Но он сам пришел в редакцию, удивив всех своей бодростью и завидной даже для военных людей выправкой. И еще больше удивления было у нас после признания Щанкина: «Я только что с дачи приехал. Надо землю к весне готовить, вскопал вчера сотки три».
Ветеран с большой любовью вспоминает всегда о своей малой родине – селе Новое Пшенево Ковылкинского района. Из этого села вышло немало известных людей, к числу которых заслуженно можно отнести и самого Николая Степановича. Но всю жизнь путеводной звездой для ветерана были пример и авторитет отца, который детей своих любил, но воспитывал их в большой строгости. У всех были обязанности по дому, выполнение которых было в семье Щанкиных неписаным законом. Николай в семилетнем возрасте подружился с косой, и вскоре косил траву для домашней скотины не только на каждый день, но и набивал сеном чердак на долгую зиму. А еще носил воду, чтобы поливать огород, помогал маме пропалывать грядки, на которых росло все. Но каково было удивление отца, когда односельчанка пожаловалась, что его сын лазил к ней в огород. Отец сына наказал, а через час женщина пришла к Щанкиным: «Прости. Обозналась я, не было тебя в нашем огороде». Отцу тоже стало неловко. Прощения просить не стал, но сказал: «Очень нехорошо получилось. Но этот случай и для тебя, сын, тоже урок. Никогда не заглядывайся на чужое, всего добивайся своим трудом».

Ветеран Великой Отечественной войны, закончивший боевой поход в Берлине, Степан Федорович Щанкин совсем не знал грамоты, и даже вместо подписи в колхозной ведомости ставил крестик. Но произошедший с ним на войне случай убедил его дать достойное образование своим детям.
Для Николая первым шагом к знаниям стала школа в родном селе, в которой он окончил десять классов. А потом была учеба на историко-филологическом факультете Мордовского университета, а после окончания его, 22-летнего, направили работать в свою же школу сразу директором.

— Первой моей задачей было заготовить дрова для отопления школы зимой, — вспоминает ветеран. — А еще обеспечить дровами учителей, каждому из которых полагалось по 9 кубометров. Отец меня разбудил с утра и отправил к председателю колхоза за транспортом для поездки в лес. Мол, пока уборочная не началась, трактора и машины в колхозе свободны. Председатель транспорт выделил, дрова привезли. Но их надо было и наколоть! Отец и здесь – тут как тут: «Кого дожидаешься? Бери в руки топор!». Вот так и переколол тогда директор две машины дров. После чего к нему присоединились старшеклассники, вместе с которыми и завершил большое для школы и учителей дело.

«Главное – польза от того, что делаешь»

Хозяйственная жилка в характере и очень необходимые в повседневной жизни навыки, которые Николай Щанкин приобрел в детские годы, очень пригодились ему самому, и пошли на пользу всей школе. Она оставалась в числе лучших, и это, как и организаторские способности молодого руководителя, оценили в районе. Два года спустя директора школы разбудил в полночь стуком в дверь водитель первого секретаря Ковылкинского горкома Александра Беляйкина. Реакция на это у него, но особенно у мамы, понятно, была такая: — Что случилось?

— Ничего, просто Вас срочно вызывают в горком, — ответил водитель.
Оказалось, что первого секретаря горкома комсомола Анатолия Утешева отправляли на учебу в партийную школу, и нужна была на его место замена. На номенклатурную должность нужен был человек партийный, а у Щанкина партбилета еще не было. «Вопрос решим», — сказал секретарь горкома, и уже на следующий день с утра Николай Степанович стал кандидатом в члены партии, и после этого его избрали первым секретарем Ковылкинского горкома комсомола.

В то время это был очень большой район, и комсомольский вожак с утра до вечера колесил по нему, мобилизуя комсомольцев на ударные дела. Показал себя в работе с самой лучшей стороны, и через два года Николая Степановича избрали секретарем обкома комсомола. Новой ступенью в карьере стал для Щанкина его перевод в обком КПСС, где в течение десяти лет он работал на разных ответственных должностях. В том числе в комиссии партийного контроля, который вполне можно назвать службой собственной безопасности в партийных рядах. В эту структуру направляли людей только с безупречной репутацией.

В годы работы в обкоме окончил и высшую партийную школу.

Самостоятельным участком работы стала для Щанкина должность Уполномоченного по делам религии при Совмине СССР по Мордовской АССР, на которую его рекомендовал секретарь обкома по идеологии Геннадий Измалкин. Соглашаясь на это назначение, Николай Степанович понимал, насколько дипломатичное общение с представителями разных религиозных конфессий предстоит ему в этой сфере. Но доверие, которое ему оказали, и здесь сполна оправдал.

Н.С. Щанкин никогда не цеплялся за высокие должности. «Главное, — говорит он, — все-таки польза, которую человек может принести своей работой». С образованием в Саранске Октябрьского района его назначили председателем районного комитета народного контроля. Но настали новые времена, и эта структура по всей стране была ликвидирована. И тогда Николай Степанович перешел на работу в Мордовпотребсоюз, где возглавил кадровую службу. Это, как и в комитете партийного контроля, работа с людьми, подбор и расстановка их на самых ответственных участках.

«Орденов нет, но горжусь медалями»

А вскоре организаторский талант Щанкина был востребован в Госкомитете РМ по национальной политике, который затем переименовали в Министерство культуры, национальной политики и архивного дела РМ. Приход Щанкина в эту структуру на должность консультанта снова запомнился ему тем, что как раз в 2003 году председатель комитета Анатолий Александрович Утешев, которого он заменил в свое время на должности первого секретаря райкома комсомола, передал свои полномочия Александру Степановичу Лузгину.

— Работа в комитете, а затем и в министерстве была интересная, — говорит Николай Степанович. – Но и очень ответственная. Много было подготовлено и проведено больших и не очень мероприятий. Пять раз приезжал в Мордовию Президент России Владимир Владимирович Путин, были в республике на мероприятиях национального значения и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, президент Финляндии Тарья Халонен. Ко всем национальным мероприятиям и праздникам республиканского и международного масштаба мы тщательно, долго и очень ответственно готовились. А когда они заканчивались, нашу работу всегда отмечали только с лучшей стороны.
— И награждали тоже? – спросил собеседника.

— Награждали. Орденов у меня нет, но есть медали, Почетные грамоты. Во время работы в комсомоле наградили почетным знаком ЦК ВЛКСМ и юбилейной медалью в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, за работу в потребкооперации – нагрудным знаком и грамотой «Почетный работник потребкооперации России». Очень дорожу медалью «За заслуги. В ознаменование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства».

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости