Родитель, нажми на тормоза: в Мордовии растет число аварий с участием детей на мототехнике

После школьных каникул они должны были вернуться за парты и делиться со сверстниками радостными воспоминаниями о лете. Но вместо хороших впечатлений — горе и беда. Одна семья лишилась ребенка, второй — предстоит отвечать за гибель подростка и жить с этим. А виной всему дорогая игрушка, которую родители купили своему сыну- девятикласснику.

Смертельное ДТП, которое произошло в августе этого года в чамзинском селе Медаево, до сих пор на слуху. В этой аварии погиб семиклассник. Мальчишки на мопеде, которым управлял старший из товарищей, ехали по проселочной дороге. Не справился с управлением, опрокинулся. Итог – пассажир получил смертельные травмы, он скончался на месте. Погибшему мальчику незадолго до этой трагедии исполнилось 14, виновнику ДТП в этом году будет 15 лет.

Во-первых, и пассажир, и мотоциклист были без шлемов. Это и стало причиной смертельного исхода. А мопед марки «Альфа-48» не проходил государственную регистрацию, поскольку такому транспортному средству регистрация не требуется. Дорогую опасную игрушку сыну-девятикласснику родители купили в мае этого года.

И дело здесь не только в родительской безответственности и попытках исполнить любое «хочу» своего ребенка. Есть еще одна сторона вопроса. Подобные транспортные средства приравнены к спортинвентарю, находятся в свободной продаже и по закону не регистрируются и не ставятся на учет. Об этой проблеме и о травматизме несовершеннолетних на дорогах в целом шла речь на прошедшем в Пресс-центре РМ брифинге.

В сводках – дети-мотоциклисты

Что касается ДТП, то в этом году в Мордовии наблюдается снижение числа дорожных аварий с участием детей.  Незначительно, но уменьшилось и количество раненых, а вот по погибшим показатель остается на прежнем уровне. За восемь месяцев этого года в ДТП погиб один ребенок, как раз в той аварии с мопедом. Такие данные озвучила начальник отделения Управления Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия Юлия Фокина.

Большинство пострадавших в авариях детей ехали в салоне автомобилей в качестве пассажиров, 14 получивших травмы несовершеннолетних были пешеходами. Чаще всего мальчишки и девчонки переходили дорогу по правилам, а вот водители о том, что нужно тормозить на «зебре», забывали.

Особую обеспокоенность полицейских вызывает рост аварийности с участием детей-водителей мототранспортных средств. В этом году зарегистрировано 13 таких ДТП, что на 18% больше, чем в прошлом году.  А по выявленным нарушениям правил дорожного движения несовершеннолетними мотоциклистами статистика еще печальнее. Рост составил 37%. «Если в прошлом году мы выявили 171 нарушение, допущенное несовершеннолетними на мототранспорте, то сейчас их зафиксировано 235», — привела цифры представитель Госавтоинспекции.

По словам начальника отделения Управления Госавтоинспекции, со стороны ведомства на постоянной основе проводятся как рейдовые, так и профилактические мероприятия. В летний сезон делается акцент именно на пресечение нарушений водителями мототехники и исключения из процесса дорожного движения нетрезвых водителей. «Группы нарядов ДПС еженедельно направляются в районы республики для помощи районным подразделениям ГАИ, они отрабатывают населённые пункты, пресекают правонарушения на мототранспорте», — отметила представитель ведомства.

Что доступно, то не запретно

Так почему же мототехника оказалась в руках детей? Ребята не знают правил дорожного движения, но при этом выезжают на подаренных им питбайках на проезжую часть. Правилами дорожного движения выезд такого транспортного средства на дорогу не предусмотрен.

Часто приходится слышать, что вся ответственность и вина здесь лежит на родителях. С одной стороны, это так. Мамы и папы не могут сказать «нет» своему ребенку, когда речь идет о модных вещицах. Но питбайк – это не безобидная игрушка лабубу. Это техника, чаще всего с большим объемом двигателя. Исполняя очередную ребяческую «хотелку» в виде питбайка, мамы и папы должны понимать, что рискуют самым дорогим – жизнью своего ребенка.

Однако проблема не только в родительской безотказности, в погоне за трендами и пресловутом «авось пронесет». А еще и в массовой доступности таких игрушек, они находятся в свободной продаже и не требуют регистрации, так как это спортинвентарь. Он может использоваться только на специализированных площадках, на тех, что тренируются и выступают мотогонщики, в том числе из детских секций. Только при продаже спортивный «документ» ни у кого не спрашивают. Никто не вникает в эти детали, что доступно, к сожалению, часто не запретно.

Если ребенок на питбайке выезжает на проезжую часть, то он автоматически становится участником дорожного движения и нарушителем, поскольку водительских прав у него нет.  Госавтоинспекторы отстранят юного водителя от управления транспортным средством и составят протокол. Если нарушитель младше 16 лет, то ответственность на маме с папой. По статье 12.7 за передачу техники лицу без прав предусмотрен штраф до 30 тысяч рублей. Кроме того, на родителей составят протокол за ненадлежащее исполнение родительских прав и семью могут поставить на учет в ПДН.

Хотя мотопатрулей на дорогах региона стало гораздо больше, к каждому маленькому байкеру полицейского не приставишь, каждого отследить и отстранить невозможно. Сотрудники Госавтоинспекции заверяют, что проводят профилактические беседы не только с детьми и родителями, но и с продавцами мопедов и скутеров. «Говорим о том, что прежде чем продать технику, нужно предупредить, рассказать об ее истинном предназначении», — говорят в полиции.

Садятся за руль с 12 лет

Профилактика – дело нужное, но только словами, как показывает практика, до многих не достучаться. Может быть, все же стоит на законодательном уровне закрепить обязательство по регистрации такого транспорта? Или ограничить продажу мопедов и скутеров?

По словам Юлии Фокиной, обсуждается вопрос создания реестра таких транспортных средств. Это нужно для того, чтобы мототехника, так же как и средства индивидуальной мобильности, отслеживались и подлежали учету. В нынешних условиях, когда регистрация не нужна, если водитель питбайка скрылся с места происшествия, сложно установить его данные.

«Скорее всего, такой реестр будет создан, над этим сейчас идет работа. Всё-таки эти транспортные средства станут подлежать учету. А вот выведут ли их из разряда спортинвентаря, пока сказать сложно», — объясняет специалист Госавтоинспекции.

Пока тенденция не самая положительная. Проведенный в ведомстве анализ показал, что юный водитель-нарушитель «помолодел». Если раньше в поле зрения стражей порядка попадали подростки за рулем в 15-14 лет, то сейчас часто мототехникой управляют 12-летние дети. И они же попадают в аварии.  

Пока законодательство не так сурово в плане продажи и регистрации скутеров и мопедов, остается уговаривать взрослых и детей не рисковать жизнью и здоровьем.

Лето закончилось, тема станет менее актуальной. Но только на определенный период.  Будем надеяться, что этого времени будет достаточно для того, чтобы навести порядок в этой сфере на законодательном уровне – либо приравнять мототехнику к транспортному средству и прописать ее в ПДД, обязать регистрировать ее и получать права, либо прописать конкретные условия продажи подобного транспорта.

Поделиться

Новости партнеров

Новости партнеров

spot_img

Последние новости