На широком поле близ села Чукалы Большеигнатовского района проходит Государственный национально-фольклорный праздник Раськень озкс. Всеэрзянское народное моление, устраивают раз в три года. Место выбрали священное.
По легенде, здесь захоронено около одиннадцати тысяч воинов. Они погибли, защитив родину от нашествия ногайцев. На Озкс съехались сотни эрзян и люди других национальностей, чтобы вновь услышать голос трубы Торамы, увидеть, как зажигается Раськень Штатол. Штатол (свеча) отливают заранее. В этом году для этого понадобилось более двухсот килограмм воска. Древняя мудрость гласит: уважаем и жив народ до тех пор, пока он помнит свой язык, дедовские традиции, обряды и песни. За это ратуют и руководители региона.
Официальную часть праздника открывает Глава Республики Мордовия Артем Здунов: “Мы собрались на родной земле, на наш родной праздник. Этот праздник уходит в древние времена. Это праздник отдыха и труда. Это праздник уважения к старшим, к культуре, языку. Мы приветствуем всех представителей из регионов, ближнего зарубежья. И такое пожелание — нужно, чтобы праздник Раськень озкс был масштабнее”.
Глава Республики в этот праздничный день наградил тех, кто внес большой вклад в сохранение и развитие языка, культуры и традиций мордовского народа.
Участников праздника поприветствовали Сенатор Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов РФ» Петр Тултаев, Председатель Госсобрания РМ Владимир Чибиркин, Председатель Правительства Владимир Сидоров.
На всеэрзянское моление прибыли гости со многих регионов: из Московской, Нижегородской, Пензенской, Ульяновской Самарской областей, Чувашии, Татарстана. «Такие праздники нужны для сплочения народа, — говорит Анатолий Суслов, представитель эрзяно-мокшанской автономии города Пензы, — мы с ансамблем «Умарина» бываем на разных праздниках. Но этот самый любимый. Он учит почитать традиции».
В день моления обращаются к Инешкипазу, верховному богу древних эрзян, с просьбой даровать урожай и плодородие земле, здоровье и благополучие всем людям. Приглашают на Озкс своих предков, символично собирая их в единый род. Анатолий Баргов, народный художник Мордовии, вошел в этом году в Совет старейшин, Атянь эзем.
«У меня особые чувства, ведь Большое Игнатово –это моя малая Родина, — делится настроением известный мастер, — И здесь на земле моих предков проходит Родовое моление эрзян. Мне кажется, наши предки видят нас и радуются вместе с нами. Такие фольклорные праздники необходимы. Ведь, они учат патриотизму, несут духовный смысл. И молодежь это видит».
В этот день далеко слышны голоса фольклорных, вокальных, самодеятельных коллективов. Умельцы представляют свои изделия декоративно-прикладного искусства.
Мастерица Нина Манина из Большеберезниковского района показывает наряд на кукле: «Это копия костюма 19 века 30 х годов. Оригинал находится в музее села Шугурово».
Мужская половина собралась посмотреть, а кто и показать силу в мордовских народных состязаниях «Тюштянь налксемат». Участники могут помериться силами в борьбе, поднятии бревна, метании копья, топора. А вот и гигантские качели, символ связи земли и неба. Отдельно отведено место для котлов и столов, где будет проводиться Лемень кундамо – Поминовение предков.
Самая притягательная часть Раськень озкса – национальная кухня с ее старинными рецептами: калонь ям (уха), пряка (пирог), каймак (ватрушка), сладкая пенная брага, печеные яйца, лапшовник, вареная картошка с зеленью.
Рядом выстроились торговые точки, в них народные мастера предлагают свои национальные изделия: работы резчиков по дереву, древний музыкальный инструмент нудей, национальную одежду, вышивку, работы из бисера, керамику, плетение из лозы, ювелирные поделки, бижутерию. Здесь же продаются блюда национальной кухни и напитки. Самые вкусные блюда по мнению мастериц-кухарок из Атяшева и Болдина Нижегородской области. Ирина Архипова уверяет, что «в гости к соседям они привезли самый вкусный хлеб, плюшки-ватрушки и пирожки».
Какой праздник без ритуальной пищи? Наваристый суп на Раськень озкс особенный. Его варят из мяса быка, принесенного в жертву богам. А хозяйничают над котлами 14 человек во главе с Натальей Комаровой.
«Дело нешуточное и очень даже ответственное. Почти 20 котлов, где варится суп для участников праздника.», — говорит хозяйка трапезы.
Наступил праздничный день – Раськень озкс. Сотни людей собираются в этот день с разных уголков страны. Девушки в национальных костюмах встречают гостей с хлебом и с медом у въезда на поляну Дружбы. Это место готово к празднику. С трех сторон установлены ритуальные ворота, как и в былые времена. Перед концертной сценой амфитеатром расположены скамьи для зрителей. Действо на Маре начинается. На курган поднимаются старейшины. Раздаётся призывный гуд торамы Тюшти. Озава (Хозяйка моления) с зажженной родовой свечой поднимается на Мар: «Приветствую тебя древняя труба Торама! Взываю к силе твоей чудесной! Обрати время вспять, позволь нам встретиться с предками нашими великими, услышать голоса их могучие! Труби громче великая Торама!». Право зажжения свечи доверено на этот раз Александру Марковичу Шаронову, ученому, авторы эпоса «Масторава». Зажигается Раськень Штатол – знак объединения нации, символ надежды на её будущее. Вспоминают в этот день по обычаю ушедших в мир иной своих близких, не столь далёких и далёких предков. Вспоминают и известных эрзян, которые внесли вклад в культуру своего народа.
На склоне холма Атянь эзем во главе с Инязором, на этот раз эрзяне выбрали достойного представителя своего народа — Сергея Алексеевича Адушкина, народного артиста Республики Мордовия. Он даёт напутствия своему народу: «Идите и скажите всем! Пусть каждый отец разговаривает с детьми на родном языке! Идите и скажите всем! Пусть мать научит свою дочь готовить пищу предков… Пусть каждая старшая женщина и каждый старший мужчина научат внуков петь народную песню, танцевать народный танец и рассказывать древнюю сказку. Осильте, это и народ, заживет, счастливо приумножаясь и сохраняя свой язык!»