-4.4 C
Саранск
Среда, 27 ноября, 2024
spot_img

Раськень озкс — древний эрзянский обряд 

Для наших современников стал традиционным Раськень Озкс (Всеэрзянское собрание-моление), проходящий один раз в три года в селе Чукалы Большеигнатовского района. Годом возрождения Раськень Озкса является 1999 год. А затем благодаря Указу Главы Республики Мордовия от 17 июня 2004 года он получил статус национально-фольклорного праздника республиканского значения. Аутентичность этого праздника подтверждается архивными материалами, опубликованными в 1940 году в издании «Документы и материалы по истории Мордовской АССР». Раськень Озкс – древний эрзянский обряд, посвященный обсуждению и решению важнейших национальных вопросов. Эта его функция в условиях ХХI столетия продолжает оставаться актуальной. Эрзяне собираются, чтобы решить проблемы сохранения эрзянского языка, культуры, установить качественный диалог с Правительством Республики Мордовия.  

Традиционный праздник 

Озксы считались традиционными народными праздниками. Они зародились в первобытном обществе как религиозный обряд, связанный с трудовой практикой. «Озксы способствовали идеологическому сплочению общины, консолидации усилий на успешное выполнение её хозяйственных и социальных функций. Следует отметить, что многие элементы озксов дошли до наших дней, — объясняет сущность Раськень Озкса председатель Фонда сохранения и развития эрзянского этнокультурного наследия Татьяна Ивановна Ларина. 

На звук торамы 

В 2022 году Фонд является организатором праздника. Порядок проведения Раськень Озкса следующий: люди собираются вокруг Мара (холма), на котором установлен Раськень Штатол (священная свеча). В определенное время раздается звук торамы – трубы Тюшти, легендарного эрзянского Инязора. Зов торамы символизирует призыв к объединению эрзян. На вершину Мара поднимается Озксава со свечой, маленькой копией Раськень Штатола в руках. Вслед за ней идут уважаемые эрзяне, среди которых Инязор, представители Атянь эзем (Совета старейшин) и тот, кому доверено зажечь священную свечу. После обращения за благословлением к Инешкипазу избранный зажигает Раськень Штатол, который символизирует соединение мира предков и мира богов через мир людей, превращаясь таким образом в некую связующую ось. Через некоторое время появляется пахарь, ведущий лошадь. По знаку Озксавы он сохой очерчивает след вокруг Мара. Обозначенный круг есть символическая граница между покоящимися в земле и живыми. Каждый из пришедших на Раськень Озкс высыпает горсть земли к подножию Мара.  

Инязора избирают старейшины 

Особое место во все времена уделялось Инязору. «В традиции этого праздника было правилом избирать человека в качестве распорядителя озкса, — объясняет роль Инязора Татьяна Ивановна. — Избирается он старейшинами, достойными представителями эрзян. В наше время в совет – Атянь эзем входят эрзяне со всех регионов, где компактно проживают эрзяне и мокшане. Инязор избирается лишь на время проведения Раськень Озкса, он руководит молением и всем праздником в целом». Однако последний Инязор решил выйти за рамки фольклорного праздника и расширить свои полномочия вплоть до решения вопросов государственного строя, со всеми причитающимися процедурами вхождения во власть. «Дело дошло до инаугурации с клятвой и правом представлять Мордовию на международных платформах, — недоумевает председатель Фонда, — выборы Инязора 2019 прошли с грубейшими нарушениями: среди старейшин на скамье восседали люди, не имеющие никакого отношения к эрзянам. На Атянь эзем были посажены ряженые, одетые в национальные эрзянские рубахи, случайные люди. По этим и другим причинам выборы Инязора уже можно было считать нелегитимными. Второе, не менее важное дело, как можно избирать Инязора, который находится за сотни километров от места моления?». На этот раз подготовка к празднику ведется обстоятельно. «На заседании правления Фонда было принято Положение о празднике, — рассказывает Ларина. — В соответствии с п. 3.3. Положения, правление Фонда сформировало Атянь эзем, который выдвинул кандидатуру Инязора. В состав Атянь эзем вошли авторитетные эрзяне из Мордовии и регионов. Люди, которые не один год не на словах, а на деле сохраняют и преумножают культурное наследие нашего народа. Накануне праздника Раскень Озкса Атянь эзем должен был утвердить Инязора – достойного представителя своего народа, лидера мнения, слово и дело которого важно для эрзян. Была предложена кандидатура артиста Русского драматического театра Республики Мордовия народного артиста Республики Мордовия Сергея Алексеевича Адушкина. Нет сомнений в том, что этот человек должен обладать лидерскими качествами, быть мудрым и уважаемым, однако не стоит политизировать и сам праздник, и фигуру Инязора». Кстати, в прошлый раз Инязор не преминул провести целую инаугурацию с атрибутами в виде украшений на шее и с полунацистским флагом на фоне, чего никогда не было в традиции эрзянского народа. «Что касается эрзянского флага, он не был утвержден официально. А сейчас у многих он вызывает далеко неоднозначное отношение. Так как этот атрибут побывал и в зоне АТО Украины, был выставлен рядом с флагом батальона «Азов»1, находился и в штабе «Правого сектора»2. Поэтому возмущения многих эрзян вполне объяснимы, — делает вывод Татьяна Ларина. — Сейчас мы должны приложить все усилия, чтоб праздник Раськень Озкс прошёл ярко, красиво и без политических противоречий. У каждого народа есть проблемы. При нашем Фонде мы решили создать Дискуссионный клуб и совместно со старейшинами будем обсуждать там важные вопросы. Приглашать компетентных людей, уполномоченных решать насущные проблемы. А на Раськень Озкс люди собираются насладиться общением друг с другом».  

Гости из регионов 

На праздник 9 июля съедутся гости из самых разных регионов страны. Люди придут на Раськень Озск, чтобы увидеть красивый обряд, прикоснуться к своим корням, традициям. В программе мероприятия на главной сцене — концерт творческих коллективов Большеигнатовского района «Моронь пиземе» («Песенный дождь»), конкурс национального эрзянского костюма «Сюлгамо» и этнодискотека «Вейсэ!», на Народной поляне будет представлено творчество умельцев — «Раськень казне» («Национальный сувенир»), а на Гастрономической можно будет зайти в фито-бар «Вирявань кедьсэ инжекс» («В гостях у Вирявы») и, конечно, в блинную «Ансяк панезь» («С пылу с жару»). Не пройдите мимо полян, где будут состязаться потомки Тюшти – «Тюштянь налксемат» и детской развлекательной площадки «Эйкакшонь налксема тарка». И как же в наше время без фотографий? Фотозона будет рада принять всех.  

Замечено, что с каждым разом Раськень Озкс становится все более многонациональным: вокруг Мара собираются русские, мокшане, марийцы, татары, армяне и другие народности. И пусть звук торамы созывает всех добрых людей. И всем будут рады на этом празднике, и всем найдется место у горящего Раськень Штатола эрзян. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости