1.2 C
Саранск
Четверг, 28 марта, 2024
spot_img

Путешествия с “Известиями Мордовии”. Идём на Восток. Часть 2. «Здесь мы настоящие!»

Спецкор «ИМ» рассказывает о причинах, заставляющих обычных людей уходить в горы

Больше двадцати человек из Саранска почти на три недели ушли в горы. Каждый из них перед отъездом услышал в свой адрес один и тот же вопрос: «Зачем тебе это нужно?». Ну я-то ладно, это моя работа. Но ведь никто из моих спутников не ответил откровенно на этот вопрос тем, кто спрашивал. И только, здесь, в горах в компании малознакомых людей каждый из них признался. Признался, прежде всего, самому себе. И знаете, такие признания очень дорогого стоят!

Дышу, значит, живу!

— Орюкзачиваемся!

Десять минут назад мы вышли из автобуса, забросившего нашу группу из Невинномысска в Архыз. После полубессонной ночи в поезде и утомительного трехчасового переезда все мысли только о горячей еде и отдыхе. Моя бы воля, «отключился» бы прямо на привале. Но команда инструктора звучит как приказ, который не обсуждается. Забрасываем за спину неподъемные рюкзаки, и…

— Сегодня нам нужно пройти порядка девяти километров,- объясняет инструктор. — Потом — разбить и обустроить палаточный лагерь. Три минуты на фото, и в дорогу! Первая остановка через 700 метров у родника.

Вытягиваемся в колонну и начинаем движение. Темп задают девочки, на них ориентируется вся группа. Все, как у Высоцкого: «Первых нет и отстающих».

Семьсот метров только на первый взгляд кажутся небольшим расстоянием. На самом деле, когда за спиной тяжеленный рюкзак, а идти все время нужно в подъем, потом покрываешься после первых пятидесяти шагов.

-Слышу, как ты дышишь! — улыбается мне один из участников похода.

-Дышу, значит, живу! — подбадриваю я сам себя.

-Хорошо сказано,- одобряет инструктор.

«Это вы нам дождик привезли!»

Вопреки ожиданиям вся группа без проблем выдерживает первый короткий переход. Прохладное дыхание горного леса нам в помощь. Заморосивший дождь — в испытание.

— Надеваем дождевики! — командует инструктор. Второго повторения никому не требуется.

В роднике пополняем запас воды, спешно перекусываем на полянке паштетом с хлебцами, и: «Орюкзачиваемся!..».

Оставшиеся восемь километров делятся на четыре части. После каждого отрезка — короткий привал.

-Идти без привала нельзя, организм может переутомиться,- объясняет Владимир. — Особенно у тех, кто идёт в первый раз.

На счету Владимира три десятка подобных походов, его словам мы доверяем. Но сил ведь не достанешь из кармана! Идём не быстро, но идём! Раскисшая от дождя дорога снижает темп группы, горная речка, которую по несколько раз приходится форсировать в брод, тоже не прибавляет скорости. Но у нас общая цель, мы все заодно, мальчики помогают девочкам, иногда и наоборот. Софийские водопады уже различимы на склоне горы. Они и есть наша цель. Там, в ледниковой долине мы на несколько дней поставим палатки, чтобы потом уйти ещё выше в горы. Ни связи, ни тем более интернета в дороге нет. Только коровьи стада, сиротливо пасущиеся в горах, да встречные машины, везущие туристов с экскурсий на базу. Хорошо, что нас много, если кто-то отстаёт, о нем есть, кому позаботиться. Вся группа ждёт последнего, потом снова начинает движение.

— Одному в горы идти нельзя ни в коем случае, — говорит инструктор. -Мало ли что может случиться. Поскользнулся, ногу подвернул, так ведь не докричишься потом. Слышишь, как река шумит, даже самый громкий крик никто не услышит.

Метров за шестьсот до места стоянки прекращается дождь. Солнце снова облизывает горные вершины и ласкает уставших путников своими тёплыми лучами. Ну и что,  что ноги промокли клиентов насквозь, а новенький дождевик порвался после двух остановок? Зато какая красота вокруг!

-Так это вы нам дождик привезли! — приветствует нас пожилой кавказец, возглавляющий группу конных всадников, возвращающихся с экскурсии. — У нас здесь так хорошо было.

Российские военные для Хусейна дороже

-Это откуда группа, не из Мордовии? — нас встречает местный бизнесмен Хусейн. Земля вокруг — его земля. Его кафе «У белочки» знаменито на всю округу. Здесь ежедневно гостят российские военные из окрестных восковых частей. Они для него всегда желанные гости и основная клиентура. Хусейн торгует хычинами, утепленными калошами, носками и интернетом. Вай-фай, до которого так мечтает добраться наша группа, есть только у него. Но мы приходим не вовремя. С шести до девяти вечера кафе оккупируют солдаты. Лакомятся хычинами, смотрят ролики на популярном видеохостинге, звонят родным. Тем, у кого нет денег, Хусейн отпускает в долг, записывая покупки в специальную тетрадку. От моей просьбы продать интернет на полчасика, чтобы передать отснятый материал в редакцию, он отмахивается, как от назойливой мухи.

— После девяти приходи, когда военные уедут, — объясняет Хусейн. Спорить с ним также глупо, как пытаться взобраться на перевал «Софийское седло» сразу по приходу.

Ни о каком отдыхе после установки палаток не может быть и речи. В сухое переодеваются только девчонки, мужики с мокрыми ногами всей толпой идут в лес за дровами. Валим только сухие стволы, собираем сучья. Все добытое скатываем вниз к ручью, потом переносим на руках. Девчонки тем временем варганят долгожданный ужин. Гречка с фаршем уходит на ура! А перед трапезой я успеваю помыть ноги в горной реке, ледяная вода которой, как рукой снимает всю усталость прошедшего дня. И наконец, сварить настоящий кофе в турке на костре. Я реально счастлив! И если бы ещё не этот Хусейн со своей любовью к военным!..

«Это — и есть моя жизнь!»

После ужина все собираются у костра. В двухсуточном дорожном марафоне мы даже не успеваем толком познакомиться. Теперь восполняем пробел. Каждый по очереди называет свое имя и хобби. «Андрей. Люблю свою работу, собак и шахматы», — лаконично представляюсь, получив слово. Следом нужно ответить на другой вопрос: «Почему каждый из нас оказался здесь и сейчас?».

Вы когда-нибудь видели, как два десятка малознакомых людей откровенничают друг с другом под музыку Цоя? А я видел и слышал эти откровения. «По роду деятельности мне часто требуется смена обстановки», — признается Роман. «Потому что поход — это и есть моя жизнь», — улыбается инструктор и предводитель всех вегетарианцев нашей группы Мария. «Потому что здесь мы все настоящие! — вздыхает Владимир. «Потому что здесь — настоящая жизнь. Ты приложил немного усилий, и у тебя есть все, что тебе нужно: кружка горячего чая, хорошая компания, костёр и звёздные небо! В городе мы не прилагаем для этого никаких усилий. Мы просто идём в магазин, и отдаем маленькую плату за то, что сделано колоссальными усилиями других людей: за кусок хлеба! Я не понимаю тех людей, которые лежат дома на диване. В конце концов наша жизнь придёт к одному итогу, но у них не будет тех воспоминаний, которые есть у нас: не будет этого костра, этого звездного неба, этого вечера…».

А небо над нами действительно звёздное, и за вечер я ещё дважды схожу в шлепанцах на босую ногу к горной реке, чтобы зарядиться её живительной прохладой. А потом уже заполночь в палатке я сделаю два глотка водки из своей походной фляжки. И напишу этот текст. И как знать, может быть, это будет самый настоящий текст из тех, что я когда-то писал! Потому что здесь и правда самая настоящая жизнь!

Андрей ЕЛИСТРАТОВ.

Продолжение следует

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости