Прокурор РМ Сергей Лапин: «У прокуратуры достаточно полномочий для защиты бизнеса» 

Созданию условий для развития бизнеса, улучшению инвестиционного климата в Мордовии уделяется особое внимание. Защита прав предпринимателей остается одной из приоритетных задач в работе органов прокуратуры региона. Исключить волокиту, навязчивый контроль и необоснованные проверки, отслеживать наличие долгов перед подрядчиками по государственным и муниципальным контрактам, принимать меры для их погашения — представители надзорного ведомства жестко реагируют на любые нарушения. 

О результатах этой работы и проблемах, которые еще существуют, в интервью журналистам «ИМ» рассказал прокурор республики Сергей Лапин. 

— Сергей Юрьевич, какие меры принимаются органами прокуратуры для защиты прав предпринимателей? 

— В Мордовии зарегистрировано больше 26 тысяч субъектов предпринимательской деятельности. При этом в Единый реестр малого и среднего предпринимательства включено 22 802 хозяйствующих субъекта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года их стало больше (было 20 291). Основные сферы деятельности — оптовая и розничная торговля, строительные услуги, финансовая и страховая деятельность, услуги по транспортировке и хранению товаров, производство сельхозпродукции и продуктов питания, операции с недвижимым имуществом и другие. 

В индексе «Административного давления» в 2023 году республика занимает 42 место. Мордовии удалось подняться на 16 позиций, в 2022-м регион находился на 58 строчке. А в инвестиционном рейтинге республика занимает 15 место. Все это говорит о том, что совместными с руководством региона усилиями мы двигаемся в правильном направлении. 

Отмечу, что у прокуратуры достаточно полномочий для защиты бизнеса. Только за 10 месяцев текущего года нами в этой сфере пресечено порядка 2 тысяч нарушений закона, в целях их устранения внесено свыше тысячи актов реагирования. 

— Какие нарушения выявляли? 

— Самые распространенные нарушения – это создание административных барьеров при оформлении разрешительной документации и предоставлении преференций. 

Прокуроры принципиально реагировали на факты волокиты при рассмотрении заявлений бизнесменов, на необоснованные отказы в предоставлении муниципальных услуг и бездействие по цифровизации процесса их оказания. Например, в Рузаевке индивидуальному предпринимателю по надуманным основаниям отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка. После вмешательства прокуратуры необходимый документ предпринимателю выдан. За нарушение порядка предоставления муниципальной услуги заместитель главы администрации городского поселения привлечен к административной ответственности. 

В той же Рузаевке в связи с бездействием городской администрации пришлось вмешаться прокурору и понудить ее в судебном порядке организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме. 

По протестам прокуратуры республики из административных регламентов регионального Министерства строительства и архитектуры исключены положения, предусматривающие истребование излишних, не предусмотренных законом документов при предоставлении государственных услуг по выдаче разрешительных документов на строительство объектов и ввод их в эксплуатацию. 

В Торбеевском районе в связи с бездействием органов местного самоуправления районная прокуратура через суд инициировала передачу муниципальных сетей водоснабжения в пользование хозяйствующим субъектам, предоставив бизнесу возможность выхода на рынок услуг в жилищно-коммунальной сфере. 

Прокуратура Пролетарского района г. Саранска заставила администрацию городского округа Саранск расторгнуть договор аренды нежилого помещения с одной из коммерческих организаций города, неправомерно заключенный без проведения конкурентных процедур, чем был ограничен круг хозяйствующих субъектов на пользование муниципальным имуществом. 

По представлению районного прокурора незаконно арендуемое помещение возвращено в казну и предоставлено в пользование уже на законных основаниях. 
Подобные нарушения, к сожалению, далеко не единичны, они выявлялись прокурорами практически всех районов.  

Хочу отдельно сказать о нарушениях в деятельности микрокредитной организации «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия». Прежде всего, речь о необоснованных отказах в выдаче бизнесменам льготных кредитов. Например, ряду саранских предпринимателей фондом они не выданы в связи с признанием недостаточным залогового обеспечения, хотя фактически, как показала прокурорская проверка, предлагаемое ими в качестве залога имущество покрывало микрозаймы в полном объеме. Данные факты остались вне поля зрения отраслевого регионального министерства, но не остались без внимания прокуратуры. 

— Сергей Юрьевич, часто ли представителям прокуратуры приходится пресекать факты необоснованных проверок бизнеса? 

— В текущем году нам удалось предотвратить необоснованное вмешательство проверяющих структур в деятельность свыше 1,3 тыс. хозяйствующих субъектов. При этом порядка 900 проверок (70%) отклонено на стадии их планирования. Доля решений об отказе в согласовании внеплановых проверок достигла также 70%. 
Отменялись и результаты внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Например, в деятельности регионального Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства выявлено 5 случаев незаконного проведения внеплановых КНМ, результаты которых аннулированы, а проявившие «усердие» чиновники привлечены к административной ответственности. 

Проделана работа по недопущению необоснованных проверок и в следующем году. Так, по результатам рассмотрения поступивших из 9 органов проектов планов проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2024 год из 1102 предложений контролеров прокуратурой отклонено 860 (почти 80%), согласована только пятая часть от заявленных. 

В частности, ГУ МЧС России по Республике Мордовия согласовано лишь 32 проверки из 487 предложенных, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей – 119 из 398, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору – 85 из 142. А вот из плана Инспекции труда исключили все заявленные проверки, такая же ситуация по МВД, Минсоцзащите, Министерству образования. 

— Как обстоят дела с долгами перед подрядчиками по государственным и муниципальным контрактам? 

— Задолженность перед бизнесом по публичным контрактам удалось существенно сократить. С начала года ее размер снизился с 152 миллионов рублей до 58. Есть районы, у которых долгов нет. Это Атяшевский, Зубово-Полянский, Торбеевский и Ичалковский районы. 

Существенно, опять же не без помощи прокуратуры, снизилась задолженность в наиболее крупных муниципальных образованиях, в таких как городской округ Саранск, Рузаевский, Ковылкинский, Лямбирский районы. 

В качестве примера приведу Рузаевский район. Здесь после вмешательства прокуратуры погашена задолженность перед бизнесом в общей сложности почти на 7,5 млн. руб. Виновные лица за нарушение сроков оплаты контрактов привлечены к административной ответственности. И эта работа прокурорами проводится повсеместно. 

Если говорить о перспективах деятельности прокуратуры по защите прав предпринимателей, могу добавить, что мы и дальше продолжим работать над созданием в регионе комфортных условий для развития бизнеса и благоприятного инвестиционного климата. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости