-13.8 C
Саранск
Понедельник, 11 декабря, 2023

Проект в честь 380-летия Саранска: Хорош пушкарь – хороша и пушка

«Известия Мордовии» продолжают проект «Город-крепость», посвященный 380-летию Саранска. Вместе с экспертами Республиканского краеведческого музея имени И.Д. Воронина и специалистами из Клуба исторической реконструкции «Владычный полк» мы рассказываем о наших предках, которые строили и защищали Саранск. Ранее мы уже «познакомились» со стрельцами и казаками, со служилыми татарскими и мордовскими мурзами. А сегодня герои нашего рассказа – пушкари, бравые артиллеристы XVII столетия.

Защита крепостей

Военное дело и оборону крепостей в XVII веке невозможно представить без пушек. История российской артиллерии берет своё начало еще в XIV веке, а при царе Иване Грозном она выделилась в отдельный род войск.

Судя по документам, еще в начале XVII века «огнестрельный наряд» (пушки) разделяли на крепостной, осадный и полковой, — отмечает заместитель директора по научной работе Республиканского краеведческого музея Дмитрий Фролов. – Тогда полковые пушки имели калибр 72-94 мм, стреляли ядрами на 600-700 метров или картечью на 300-350 метров. Представительно выглядели пушкари «большого наряда» (осадной артиллерии): в синих кафтанах, поверх которых на ремешках крепилась нагрудная бляха с изображением львиной морды с пушкой в зубах.

По различным исследованиям, до 90% крепостной артиллерии составляли мелкокалиберные пушки, из которых стреляли «сеченым железом». Конечно, состояли на вооружении и более мощные орудия, но в небольших городах, как в Саранске, их насчитывались единицы. В отличие от «столичных», городовые пушкари одевались скромно: в «носильные» сермяжные кафтаны, а могли и вовсе не иметь «служилого платья» – обходились своей одеждой.

Чтобы были «людьми добрыми»

Пушкарей в Саранске было немного, — говорит Дмитрий Фролов. — В 1661 году к Саранской крепости было приписано 1299 служилых по прибору, из них всего 21 артиллерист. Тем не менее, у них была своя слобода, хотя и самая маленькая в городе. В 1661 году в ней было 15 дворов. К 1674 году в городе жило уже 30 пушкарей. Известно, что в Пушкарской слободе селились не только артиллеристы, но и люди, входившие в «пушкарский разряд». Например, «затинщики» (они обслуживали тяжелые крепостные ружья, «затинные пищали») и «воротники» (которые следили за исправностью городских ворот, открывали и закрывали их), а также сторожа, посыльные и «записные ремесленники» на государственном окладе – кузнецы, плотники и прочие специалисты технических и вспомогательных служб.

Как и стрельцов, пушкарей на юго-восточной окраине России не хватало, и часто их набирали из «охочих людей» или даже принудительно. К примеру, в Шишкеевский острог часть пушкарей

была поверстана из мордовской деревни Кулдым. Но по уставам отбор предписывался строгий: чтобы пушкари были «людьми добрыми», «из самопалов, ручниц и пищалей стрелять гораздыми». Кроме знания огненного боя, от пушкарей требовалось быть приветливыми, трезвыми, не клеветниками. Запрещалось «хвалиться своей мудростью»! По обычаю, за новичков давали поручительство бывалые пушкари.

«Недельщики» и караульщики

При тихой гарнизонной жизни «работы по специальности» у пушкарей в Саранске было мало. Поэтому, вместе с воротниками и стрельцами, они охраняли ворота и стены кремля, сторожили слободы от «воров и лихих людей», от пожогов. Пушкари караулили пороховые погреба и заключенных. Их могли посылать гонцами в Москву. Часто пушкари были приставами или судебными исполнителями («недельщиками», то есть работавшими по неделе): дежурили при приказной избе, выполняли поручения воевод, доставляли в суд свидетелей, содержали под стражей задержанных и собирали за них поручительства.

За эту работу полагались строго фиксированные судебные пошлины, и служилые люди предпочитали «недели» денежному жалованью, — рассказывает Дмитрий Фролов. — Как писал в 1630-е годы темниковский пушкарь Данилка Большая Борода, к тому времени прослуживший 20 лет (а его отец служил 60 лет), «жалованья государева денежного и хлебного темниковским пушкарям изстари не бывало, а пожалованы они вместо жалованья …неделями».

Наверное, водился за пушкарями грешок – игра в зернь и кости. Устав ратных дел разрешал им проигрывать не больше десятой части своего годового содержания. А оно было скромным. Пушкари и посыльные получали соляное, хлебное и денежное жалованье по 3-4 рубля в год, ржи и овса по 12 четей человеку (1 четь – это 6 пудов). Воротникам, сторожам и записным ремесленникам выдавали по 2-3 рубля в год деньгами и по 3 чети ржи и овса.

Слобода на острове

Где же жили пушкари? Как писал краевед А.Г. Нечаев, их слобода размещалась к востоку от Казачьей, на небольшой площади между рекой Инзера и линией современной железной дороги. Слобода располагалась практически на острове, между мостами через реку (напомним, что кузницы, как пожароопасный объект, старались ставить поближе к воде). Ещё в конце 1950-х годов перед въездом на старый Посопский мост сохранялась кузница…

Среди старинных горожан Саранска, потомков пушкарей, наиболее распространены фамилии Полежаевых, Стрельниковых, Шапошниковых, Корабельщиковых, Дымковых, Разгильдеевых, — отмечает Дмитрий Фролов. — В числе воротников значатся фамилии Горячкиных, Скорняковых, Понявиных, Свитиных, Дристушкиных, Мещеряковых и Кашигиных.

В кафтане и с «жагрой»

С помощью основателя Клуба «Владычный полк» Игоря Лошкарева журналист «Известий Мордовии» побывал в роли саранского пушкаря. После дворянских нарядов мурзы пушкарский костюм кажется скромным. На ногах – не дорогие сапоги, а скромные (по доходам!) кожаные «поршни», наподобие мокасин. Кафтан – самый простой, сермяжный, то есть из грубого толстого сукна, но на цветной подкладке. Пуговки у кафтана интересные: костяные. Кушак тоже недорогой, шапка – с околышем из овчины. Всё очень «бюджетно»!

Снаряжение у пушкаря небольшое: сумка для полезных в работе вещей, нож на поясе. На витом шнуре через плечо – пороховница. Простую, недорогую саблю «мой» пушкарь взял на время караула в арсенале (обычно такое оружие артиллеристам было без надобности). А вот в руках у меня – интересный предмет: «жагра», или пальник, для воспламенения затравки заряда в пушке.

По сути, это небольшое копьецо, на котором закреплен запальный шнур. В крайнем случае, им можно было и обороняться. Что же! Одежда простая, да служба – важная. Низкий поклон вам, наши предки, защитники былого Саранска!

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости