«Первыми парнями» всегда были в российских деревнях гармонисты. А в начале 20-го века тишину сельских просторов нарушил рокот тракторов, с приходом которых в деревни и трактористы стали в них «первыми». Но по своей значимости не менее важным, чем игра гармониста и работа тракториста, во все времена в сельской местности оставалось ремесло кузнеца. В деревнях не было церквей и священников, но ковали в них были всегда!
В неказистые, закопченные и стоявшие чаще всего на отшибе кузницы хозяйки приносили прохудившиеся тазы, кастрюли, ведра и миски. И кузнецы чинили любую посуду так, что служила она еще многие годы. А еще ковали мотыги, грабли и любой другой огородный и хозяйственный инвентарь. Уважаемые специалисты своего дела, без которых в деревне и в самом деле жить было нельзя, подковывали лошадей, одевали в железные шины колеса гужевых повозок, ковали и ремонтировали конные плуги, сеялки, сенокосилки, бороны. Всего, что умели и делали деревенские кузнецы, и перечислить трудно.
Ковкой металла отметились даже российские монархи. Кузнечным делом увлекался Иван Грозный, а Петр I на Воронежской судоверфи лично ковал якоря для русского флота.
Не обязательно — богатырь
Почитали кузнецов в селе Селищи Атяшевского района. Старожилы помнят здесь Степана Ивановича Андрюшкина, пример которого опровергал расхожее утверждение о том, кузнец по телосложению и силе должен быть богатырем. Силачами были, скорее, помощники кузнецов – молотобойцы, которым доставалась самая тяжелая физическая работа. Она, к тому же, была и разрушительной для суставов.
Степан Андрюшин роста был невысокого. Родился он в 1911 году, а работать кузнецом стал после Великой Отечественной войны, участником которой был. Кузницу очень долго нельзя было представить без Степана Ивановича.
При Андрюшкине кузница в селе оставалась деревянной. Кузнец шел в нее рано утром, встречая на пути идущих в школу ребятишек, многие из которых после уроков заворачивали по дороге домой к дяде Степану в кузню. А позже хозяином сельской наковальни был высокий и тоже сухого телосложения Василий Яковлевич Баршов. Универсального умельца односельчане называли за глаза Кузнецом Вакулой.
«Здорово, земляк!»
Не каждый человек мог стать кузнецом, а потому вокруг этого ремесла возникало много легенд, которые возвели кузнечное дело чуть ли не в ранг шаманства. Мастерство и силу кузнеца нередко объясняли связью мастера с демоническими существами. Даже в начале ХХ века бытовали представления, что кузнец был в особых отношениях с лешим, водяным и чертом. «Умудряет Бог слепца, а черт кузнеца», — гласит народная пословица. А в одной из легенд и сам кузнец называет «земляком» увиденного в изображении сцены страшного суда чёрта. На стене кузницы он «намалевал» такого же, и когда переступал ее порог, всякий раз его приветствовал: «Здорово, земляк!» Считалось, что это обеспечивало ему благополучие в работе. А вообще-то, кузнец и черт — довольно устойчивая «пара» в устном народном творчестве. Вот и в гоголевской повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» главный ее персонаж «прилетел» к царице в Санкт-Петербург на черте.
Любопытно, что в чешском языке слово «кузнечество» переводится как «коварство», а «козни» есть не что иное, как «кузня». Объяснить это можно тем, что труд кузнеца таил в себе множество секретов. Всем, кто никак не был связан с этим ремеслом, казалось чудом превращение в руках кузнеца непривлекательного куска металла в полезные вещи, а непростой процесс их ковки наделял самого коваля ореолом небожителя. Многие верили, что кузнец, работая с с железом, неслышно для других «разговаривал» с ним, и железо его слушалось!
С дверями, но без трубы и окон
Таинственности кузнецам придавали и места, в котором строили кузни. Часто они были вросшими наполовину в землю, совсем без окон, и почти везде на удалении от жилья. «Сердцем» кузницы был открытый горн, рядом с которым стояла наковальня для выковывания металла. А главный инструмент в работе кузнеца — молот. Вернее, множество молотков и кувалд, которые отличались друг от друга размерами и весом — от 100 граммов до 10 и более кг.
«Продолжение рук» коваля – клещи. Без них не достать из горна и не выковать на наковальне раскаленную заготовку.
А горн называли открытым из-за отсутствия над ним трубы для выхода дыма. Дым из горна уходил на улицу через волоковое окно под потолком — отверстие между двумя нависавшими друг над другом бревнами в стене.
Кузницы ставили в деревнях и на берегах рек. Якобы для удобства кузнецов, которые «освежались» в речной воде от жаркой работы. Хотя маловероятно, чтобы разгоряченный работой, но думавший о своем здоровье человек таким образом охлаждал тело.
А отсутствие в кузницах окон связывали с таинством внутри них, которому не нужны были лишние глаза. Хотя на самом деле окна в кузницах не делали совсем по другой причине. Даже опытному мастеру определить нужный накал поковки в горне было проще в полутьме. Ведь у кузнецов не было приборов, которые бы подсказали, насколько хорошо поковка раскалилась. Вот и определяли они ее готовность для ковки по цвету накала. Только полумрак позволял разглядеть и понять необходимый оттенок свечения, в котором нужная степень накала отливает желто-красными переливами.
В наши дни кузнецов не считают уже избранниками высших сил. Но и как массовое явление профессия кузнеца в сельской местности тоже теперь в прошлом. Но искусники кузнечного дела в селах есть, и без работы тоже не остаются. Теперь их поделки востребованы больше как украшения ландшафта, зон отдыха и предметы приятного проведения досуга на природе.
Сергей Бигачев из Кочкуровского района кует ограды, мебель и все, что закажут далеко не бедные люди. Но у себя в доме хранит лишь розу, которую выковал для супруги. Работа в кузнице для него – сезонная, и начинается лишь весной. А в зимние месяцы Сергей столярничает.
Сравнивая работу современных кузнецов и ковалей из прошлого, Бигачев не видит в ней особых различий. «Они, пожалуй, лишь в разных механических приспособлениях, которые облегчили работу в кузнице. Теперь молотобойцев заменяют в ней пневматические молоты, а соединять друг с другом детали позволяет электросварка. Но это в больших кузницах. А мы, как и кузнецы в старину, продолжаем выковывать свои поделки вручную, пользуясь в работе опытом коллег из прошлого».