1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

Поисковики вернули солдата из небытия

Семьдесят четыре года назад закончилась Великая Отечественная война. Но только в этом мае вернулся с нее, чтобы упокоиться в родной земле, убитый под Ленинградом красноармеец  Павел Иванович Егоров. Его останки 21 мая с воинскими почестями были захоронены на кладбище села Кергуды Ичалковского района Мордовии.

Одна судьба на двоих

Прежде чем предать   земле, останки воина отпели в  храме Рождества Пресвятой Богородицы села Кемля.  Траурная церемония продолжилась у памятника погибшим в Великой Отечественной войне в Кергудах. Почтить память погибшего на войне и проводить его в последний путь приходили представители районной администрации,   учреждений и предприятий района, жители села. У гороба в почётном карауле стояли поисковики, юнармейцы, с фотографиями «Бессмертного полка» – ученики местной школы.

Павла Ивановича Егорова похоронили рядом с  внуком Андреем Егоровым, который в 1985 году погиб на афганской земле. Участники двух разных войн, они разделили на двоих одну судьбу и лежат теперь рядом.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

Погиб на Синявинских высотах

О Павле Ивановиче Егорове известно   немного. Родился в 1902 году, работал лесником.   На фронт его призвали 21 августа 1941 года, а уже  3 сентября жена Мария Николаевна получила от мужа последнее письмо. В декабре 1941 года П.И. Егоров был официально признан пропавшим без вести. У него остались дочери Нина, Пелагея, Александра, Мария,  сын Александр.

Внук фронтовика Н.А. Егоров помнит деда по единственной, еще довоенной фотографии. «В 1947 году дедушку пыталась разыскать дочь Нина. Узнать о его судьбе хотела и Александра. Но им сказали: он то ли погиб, то ли попал в плен. Деда помнил односельчанин Василий Михайлович Шишкин. Он говорил мне: «Он у тебя хороший был». Василий Михайлович тоже фронтовик, но   был в плену, а после освобождения  десять лет  провел  в лагерях. И когда мы снова попытались узнать хоть что-то о дедушке, он посоветовал: «Не ворошите прошлое».

Но красноармеец Егоров в плену не был, а    погиб в бою в первую военную осень в роще «Круглая» под Ленинградом.  Роща вместе с Синявинскими высотами была одним из самых мощных опорных пунктов врага в боях за этот город. Выбить немцев оттуда для советских войск значило прорвать блокаду и фактически спасти город. Бои за Синявинские высоты продолжались почти два года, а полностью освободить их от фашистов советским войскам удалось только в январе 1944-го.

Нашел упокоение в родной земле

Останки П.И. Егорова на западной опушке рощи обнаружили поисковики отряда «Невская оперативная группа» из города Всеволожска. «Боец лежал в отдельной могиле на глубине 50 см прямо перед линией немецкой передовой, – рассказал командир отряда О.К. Попко. – Были также обнаружены фрагменты ремня, каска и термос для горячей пищи.  Но главной находкой стал солдатский медальон. По опыту могу сказать, что из десяти медальонов 1941-1942 годов, найденных на Ленинградском фронте, прочитать обычно удаётся лишь один. Бумажный вкладыш этого медальона тоже был нечитаемым – чернила были размыты. Но  поисковик Сергей Евгеньевич Громов отсканировал вкладыш и в графическом редакторе сумел расшифровать текст. Так мы установили, что найденный боец – уроженец села Кергуды Ичалковского района Мордовской АССР Павел Иванович Егоров. Могу предположить, что он воевал в 310-й стрелковой дивизии».

Добровольцы в соцсетях начали поиск родственников солдата, и  им удалось выйти на его внука Н.А. Егорова.  «Из детей прадедушки жива только 80-летняя дочь Мария Павловна, – рассказывает правнучка П.И. Егорова Вероника. – Она живёт в Твери, и мы тут же сообщили ей радостную новость. Позвонили и дочерям Нины Павловны, которая  первой попыталась узнать о судьбе своего отца».

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}

Красноармейца Егорова планировали захоронить на мемориале «Синявинские высоты», но потомки солдата решили: пусть он будет лежать в родной земле, рядом с близкими. В решении организационных вопросов по перевозке и захоронению останков воина помогли  глава Ичалковского района Валентина  Дмитриева, военкомат и мордовская диаспора в Ленинградской области.

Неслучайные совпадения

Ленинградские поисковики могли поднять останки П.И. Егорова  еще раньше.  «В роще «Круглая» мы интенсивно работали в 2001-2002 годах, —  говорит О.К. Попко. — Тогда подняли многих бойцов, погибших в 1941-м.   С тех пор поиск в роще не вели, но в этом году снова нас туда потянуло. Когда нашли Павла Ивановича, рядом заметили нашу же ямку 17-летней давности. Оказывается, мы тогда копали буквально в нескольких сантиметрах от останков, но не нашли их».

С другой стороны, говорит поисковик, в начале нулевых расшифровывать нечитаемые медальоны не умел никто. «Не было ни методики, ни компьютеров. Подними мы бойца тогда, установить его имя и место рождения вряд ли бы удалось».

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}

Останки П.И. Егорова были подняты 27 апреля, а  прочесть его солдатский медальон удалось 4 мая. «А 9 мая сорок пять лет назад не стало его сына и  моего отца Александра Павловича, – говорит внук солдата Н.А. Егоров. – И символично, что дедушка тоже нашёлся накануне этого дня. Теперь мы знаем о его судьбе и, надеюсь,  когда-нибудь по архивным сведениям узнаем о своем дедушке чуть больше, чем известно теперь».

Наталья СМИРНОВА.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости