Бывают встречи, которые остаются в памяти и греют всю жизнь. Давно нет Евдокии Дмитриевны Аношиной, ветерана Великой Отечественной войны, но сколько света оставила эта женщина в сердцах тех людей, с кем она шла по жизни и с кем просто встречалась.
На войну деревенскую девчонку из села Новая Пырма Кочкуровского района взяли после седьмого класса. На мой вопрос, почему она такая молоденькая попала на фронт, ветеран ответила: «Нам в школе преподавали «Военное дело», а ещё я была комсомолкой, а комсомольцы были всегда первыми, кому как не нам встать на защиту Родины». Евдокия стала санитаркой военно-санитарного поезда № 324. Неофициально такие поезда называли «поездами милосердия». В начале войны вышел приказ Народного комиссариата путей сообщения СССР «О формировании военно-санитарных поездов (ВСП)». Всего за время войны их создали несколько сотен. Самый знаменитый из них — поезд № 312, сформированный на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе в первые дни войны.
Евдокии приходилось быть не только санитаркой, но и медсестрой, и поваром, неукоснительно выполнялась любая работа, любой приказ. «Самое страшное воспоминание о войне связано у меня с бендеровцами, — рассказывала Евдокия Дмитриевна, — тогда мы ехали через Киев в Польшу. Поезд, который шёл перед нами, попал в руки бендеровцев. Они уничтожили весь состав поезда, людей, 136 человек подвергли истязаниям. Живыми у них вырезали носы, выкалывали глаза. Нам тогда говорили, что мы счастливые, потому что приехали позже».
В беседе бывшая фронтовичка тогда призналась, что никогда не смотрит фильмы про войну, что не может видеть смерть даже с экрана. А в годы войны страха не было, и во время бомбежек прятались под телами погибших. Аношина видела многие места, где война оставляла след – была в Польше, в оккупированом Кирове, в блокадном Ленинграде, где за кусок хлеба люди меняли шубы, драгоценности. «Несколько раз наш поезд добирался до блокадного Ленинграда, мы забирали раненых бойцов, каждый раз чудом спасаясь от бомбежек. Очень трудно приходилось жителям Кирова, особенно детям, — делилась воспоминаниями женщина. — Мы ничего не выкидывали из еды, собирали все остатки, все крошки, чтобы отдать голодающим. Всю жизнь перед глазами дети — босые, полунагие, бегут за поездом, кричат: «Дайте-подайте кусок хлеба!». Много страданий испытал наш народ».
Победа 9 мая принесла огромную радость, но для санитарного поезда началась другая война, с Японией. И «поезд милосердия» помчался на Дальний Восток. «Японские солдаты были очень жестокими, — сокрушалась ветеран, вспоминая советско-японскую войну, — в окна ехавшего поезда летело всё: вилы, палки, острые предметы, поэтому обычно наш состав мчался на большой скорости». Три месяца ВСП № 324 спасал жизни солдат, работая в тяжелейших условиях, выполняя, казалось бы, невыносимую работу. Конечно, это не могло не отразиться на здоровье. К сожалению, Евдокия Дмитриевна не смогла иметь детей, причина — тяжелый труд, ведь в те годы она была совсем ещё юной.
В мирное время Аношина работала на стройке, строила Саранск, под её руководством было более ста человек. Вела большую общественную работу. Имела много наград, её мирный труд отмечали не раз, за военные заслуги была награждена орденом Отечественной войны II степени. Давно нет среди нас ветерана войны и труда Евдокии Дмитриевны Аношиной, но живет светлая, добрая память об этом человеке.