12.9 C
Саранск
Вторник, 23 апреля, 2024

«Первый и второй»: пассажиры и водители вспоминают историю саранского троллейбуса

Первый троллейбус был пущен в Саранске 29 января 1966 года. Как это было? Что изменилось с тех пор? Расспросив Екатерину Андреевну Учайкину, которая не только застала запуск троллейбусного движения, но и помогала его  развивать,  мы готовы дать ответы на эти вопросы.

По «электрической дорожке»

В 1966 году маршрутов было мало: первый и второй. При этом оба они ходили по центральному и юго-западному районам, что было обусловлено расположением троллейбусного депо и отсутствием контактной сети (те самые провода, по которым троллейбус «скользит рогами»), покрывающей весь город. В течение нескольких лет удалось обеспечить троллейбусное движение в северо-западном районе и несколько позже –  северо-восточном. Для этого требовалось не только протягивать «электрическую дорожку»  на тысячи опорах, но и строить тяговые подстанции, которые обеспечивали подачу и контроль электроэнергии на контактной сети. Было необходимо обучать специалистов по эксплуатации и ремонту.

Где учились добровольцы

Откуда брались эти люди и где они обучались? В Горьком. Сейчас этот город носит название Нижний Новгород. Всё в том же 1966 году среди жителей Саранска была отобрана группа добровольцев, которым оплатили обучение в другом городе. Первым водителем троллейбуса была Нелия Адольфовна Раевская, а первым электромонтёром – Пётр Ефремович Балакин. Сейчас эти люди на заслуженном отдыхе, но в 1966 году именно с них началось троллейбусное движение в нашем городе.

Стаж – 600 часов

В семидесятых годах руководство республики помогло троллейбусному движению сделать огромный скачок в развитии. Увеличилась контактная сеть, появилась возможность обучаться на водителя троллейбуса и электромонтёров в республике. Обучение производилось на базе Министерства  жилищно-коммунального хозяйства. Там был организован учебный комбинат, положивший начало ПТУ.

Практику первые студенты по всем направлениям подготовки проходили в «Горэлектротрансе», где сразу оценивали будущих работников. Примечательно, что для получения права управлять настоящим, а не учебным троллейбусом, в котором никогда не было пассажиров, необходимо было иметь водительский стаж свыше 600 часов. Обычно получение такого стажа занимало 4-6 месяцев ежедневной практики.

«Девчонок на водителей не принимаем»

Наша респондентка пришла на предприятие в 1971 году, желая пройти обучение. К сожалению, «девчонок на водителей не принимаем», прозвучавшее от директора учебного комбината, вынудило Екатерину Андреевну устроиться кондуктором. Отработав ровно год, она поняла, что способна на большее, и подала заявление на увольнение. Получив образование секретаря-машинистки, во время своей последней практики она вновь вернулась в «Горэлектротранс», где и продолжила работать вплоть до сегодняшнего дня в должности делопроизводителя.

Времена  изменились, и сейчас из 107 водителей троллейбуса  15 — женщины. Было и больше, но они не так давно завершили свою профессиональную деятельность.

На вопрос о том, есть ли у троллейбуса шансы вытеснить из городского транспорта автобус,  Е.А.Учайкина ответила отрицательно. Троллейбус, конечно, более экологичен, чем автобус, и дешевле в эксплуатации, но нехватка кадров именно среди водителей троллейбуса – острая проблема последних лет. Специалист отметила высокий средний возраст сотрудников и нежелание молодых людей «принимать смену». Из группы в 17 человек, которые проходили обучение в 2020 году на специальность «водитель троллейбуса», обучение закончили только 4. Важным фактором является более высокая сложность в управлении  транспортным средством. «У водителя троллейбуса — две дороги: дорожное полотно под колёсами и контактная сеть сверху», — прокомментировала Екатерина Андреевна Учайкина.

Сейчас в Саранске на линию выходит  100 автобусов и 95 троллейбусов. Из них 50 автобусов и 30 троллейбусов – новые модели, закупленные республикой во время подготовки к ЧМ по футболу в 2018 году. Стоит вопрос о закупке новейших троллейбусов, которые имеют внутренний аккумулятор, позволяющий в случае аварийной ситуации водителю не быть привязанным к контактной сети.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости