Большая, интересная, полная событий жизнь за плечами у Валентины Ивановны Живоедовой. Старожилы Ремзавода до сих пор хорошо помнят ее, учителя географии и первого директора местной школы. Своим трудом на благо школы и поселка В.И. Живоедова по праву заслужила любовь и глубокое уважение местных жителей, многие из которых являются ее выпускниками. Они до сих пор с благодарностью вспоминают своего педагога, который прививал ученикам не только любовь к своему предмету, но и лучшие человеческие качества, такие, как доброта, порядочность, трудолюбие, стремление и упорство в достижении целей. Недаром многие ученики, став взрослыми, не обрывают связи с педагогом, до сих пор помнят, навещают, тепло поздравляют с праздниками.
Молодой специалист
В. И. Живоедова родилась в селе Камаево Ичалковского района 12 ноября 1929 года. Нынешней осенью наша героиня отметит свой 92-й день рождения. На ее долю, как и на долю других представителей того поколения, выпало немало жизненных трудностей и испытаний. Отец в первые дни войны ушел на фронт, геройски погиб при защите Ленинграда. Мать одна воспитывала Валентину и еще двоих детей. Надо ли говорить, как семье было голодно и холодно?
— Зимой 1941 года были очень сильные морозы, и в нашем селе замерзли все деревья, — вспоминает Валентина Ивановна. — А у нас были такие сады! Погибли все яблони, и мы остались без урожая. А яблоки в нашей семье были главным продуктом. Мы их не только ели, но и сдавали, получая за это небольшие деньги.
Несмотря на тяжелые времена, девочка не бросала учебу. В родном селе школа была четырехлетней. А чтобы учиться дальше, нужно было ходить в школу в соседнее село Резоватово за 4 километра. Поначалу многие камаевские ребятишки ходили в школу в соседнее село, но потом бросили: далеко, тяжело, к тому же шла война. Но Валентина успешно закончила 10 классов в 1947 году и в том же году поступила в Мордовский педагогический институт на естественно-географический факультет. Забегая вперед, отметим, что позже Валентина Ивановна окончила и географический факультет Пензенского педагогического института.
В 1949 году молодой специалист была назначена учителем в родную Камаевскую школу. Здесь директором трудился Петр Константинович Живоедов. Между молодыми людьми завязалась дружба, которая переросла во влюбленность. А затем Петр и Валентина сыграли свадьбу. Вскоре в учительской семье родилась дочка Наталья, а через несколько лет сын Юрий.
Смена места жительства
Через пару лет молодые педагоги были переведены в Кадошкинскую среднюю школу, но в Кадошкине семейство пробыло недолго. И снова смена места жительства и работы. На этот раз супружескую пару направили на работу в село Пятина Ромодановского района. Здесь необходимо было возвести новую школу, и с этой задачей новый директор при поддержке педагогического коллектива справился хорошо.
Вот здесь-то, в этом многотрудном деле, и пригодились Валентине черты характера, воспитанные еще в детстве, — упорство и целеустремленность.
В начале 1960-х годов Валентина Ивановна решила перебраться в Саранск. Семейная жизнь, к сожалению, не заладилась, и она с двумя детьми уехала в столицу республики. Здесь была вынуждена устроиться на работу в строительную организацию, на время расставшись с любимой профессией. Больше года она являлась заведующей лабораторией в одной из строительных организаций Саранска. Вскоре Валентина Ивановна получила квартиру в городе, пусть маленькую, тесную, зато свою.
Дольше оставаться в строительной отрасли Живоедова не захотела, всегда чувствовала, что это не ее. Без учительской работы, работы с детьми она не может.
Первые впечатления
Прежде чем стать директором Авторемзаводской школы №6, Валентина Ивановна успела поработать еще инспектором ПДН в системе МВД и в Институте усовершенствования учителей заведующей кабинетом географии. Об этих этапах своего жизненного пути педагог сохранила самые теплые воспоминания. Но самую значительную часть профессиональной деятельности В.И. Живоедова посвятила Авторемзаводской школе №6, где первым трудовым днем для нее стало 1 сентября 1970 года.
— Приехав на Ремзавод, я почувствовала себя Юрием Гагариным, который первым покорил космос, — смеясь, вспоминает Валентина Ивановна свои первые впечатления о поселке, ставшем ей родным. — Тут же тогда ничего не было — ни домов, ни поликлиники, только завод, бараки и маленькая школа, которую мне предстояло возглавить.
В старой деревянной школе, которая представляла из себя 2 домика, соединенных большим коридором, учились ребята с 1 по 4 класс. Дети постарше посещали школы в других районах города, что было крайне неудобно, поскольку в те времена еще не было хорошего транспортного сообщения. Летом 1970 года принято судьбоносное решение для поселка. Здесь было решено открыть восьмилетнюю школу. Под нее был отдан 1-й этаж двухэтажного кирпичного здания на улице Рабочей, напротив завода. В это время сюда пришли работать многие учителя-предметники, проработавшие тут многие годы.
Новая школа
В одну из ночей осени 1972 года, как вспоминает Валентина Ивановна, разразилась нешуточная гроза. На душе у директора было неспокойно, она словно предчувствовала беду. Посмотрев на школу в окно своей квартиры, Валентина Ивановна охнула — здание полыхало огнем. Потом выяснилось, что возгорание произошло из-за попавшей в здание молнии. Деревянное помещение сгорело полностью, слава богу, никто не пострадал, и соседние дома огонь не задел.
Учиться детям стало негде. Завод отдал под школу одно из своих помещений. Стало понятно, что строительство новой школы, уже ранее запланированное, необходимо провести в кратчайшие сроки.
«Пока шло строительство, вся школа ютилась в небольших помещениях, было тесно, но мы жили весело и интересно, — вспоминает бывший директор. — При этом постоянно ощущали поддержку и заботу завода».
И вот новая школа, построенная в конце поселка, в поле, где росла пшеница, достроена! Все лето 1974 года тут кипела работа: учителя, родители, дети — все дружно мыли, чистили, убирали, грузили новую мебель, одним словом, готовили здание к открытию. 1 сентября того же года школа распахнула свои двери для учеников.
— Радости нашей, конечно, не было предела! — вспоминает Валентина Ивановна. — Открытие школы стало большим событием для каждого жителя поселка.
Трудовое воспитание
У руководства учебного заведения были грандиозные планы по благоустройству школы и пришкольной территории. Эти планы при помощи учеников, родительской общественности, педагогического сообщества школы потихоньку воплощались в жизнь.
На пришкольном участке по инициативе Валентины Ивановны был разбит огород, на котором высаживалось все необходимое для питания школьников. Картошку, морковку, капусту, свеклу, огурцы, помидоры выращивали сами учащиеся под руководством наставников. Очень любили ребята наблюдать за тем, как растут кролики на школьной кроликоферме. Большой участок пришкольной территории занимали цветочные клумбы, переливающиеся всеми цветами радуги. За клумбами тоже ухаживали ученики. «В нашей школе большое внимание уделялось трудовому воспитанию детей и подростков. Это очень пригодилось им в дальнейшей жизни», — говорит В.И. Живоедова.