Когда знойный летний вечер опускается на Саранск, самое время расправить паруса и, не сдерживая вольного духа, помчать вперед, доверившись ветру. Не поплыть по волнам, а поехать по раскаленному городскому асфальту.
Вот таким, с неимоверным удовольствием рассекающим городское пространство под парусом, корреспонденты «Известий Мордовии» увидели 66-летнего Владимира под окнами редакции, на стоянке, что возле стадиона «Мордовия Арена». Большое свободное заасфальтированное пространство позволяет, никому не мешая, нарезать круги на элегантном буере, сделанном своими руками.
Буер — это такая платформа на лыжах или колесах, оснащенная мачтой с парусом. Управляется этот агрегат, как яхта.
У Владимира — трехколесное устройство. Идею, как он сам говорит, срисовал у известного путешественника Федора Конюхова, который катался на буере по Гренландии.
Владимир делал буер из того, что нашел. Три велосипедных колеса — со свалки. Так как работал на швейной фабрике, без проблем подобрал непродуваемую ткань и сшил парус. Из бросового материала сделал каркас и сиденье. Не считает эту работу ни долгой, ни сложной.
— Как-то между делом это у меня получилось, — говорит пенсионер. — Ни сил, ни времени особо много я на это не потратил. Главное — желание, с ним всякая работа идет легко.
Управление этой необычной машинкой несложное: руль для переднего колеса и педали, но главное тут — поймать ветер. Тормозов нет, останавливаться приходится с помощью ног, умудрившись развернуться против ветра. А направление ветра рулевому показывает наипростейший флюгер — ленточка, привязанная к тросу. Остатки от чьей-то ленты выпускника.
Вопрос про то, как пришла идея соорудить повозку с парусом, кажется, задевает Владимира. Он как-никак моряк. Морская душа. Со срочной службы ушел старшиной первой статьи. А потом еще несколько лет работал на флоте — матросом, мотористом, электриком. Был приписан к Балтийскому морскому пароходству. Ходил по Средиземному морю, Атлантическому океану. Бывал в Канаде, Греции, Италии. Так что жизнь под парусом — его стихия.
Имея за плечами ПТУ- так Владимир называет мореходную школу в Ленинграде — порой справлялся с самыми сложными задачами.
— Как-то раз в Канаде не принимали пароход под загрузку, нужно было ликвидировать технические неисправности. Я на шестиметровой высоте срезал чехлы от труб, — вспоминает умелец. — Мне потом в трудовой книжке написали благодарность за исполнение работ заводского характера. А сколько всего для своего автомобиля сделал… Ездил на иномарке, а запчастей достать было невозможно, так я всё изготавливал сам.
В Саранске Владимир с семьей обосновался почти сорок лет назад. Флот к тому времени распродавался и разрушался. А у супруги корни в Мордовии. В Питере, где они жили, с получением квартиры никак не получалось, а тут купили частный дом, чему хозяин не нарадуется до сих пор. Рядом с домом — гараж, мастерская, где беспокойная душа Владимира всегда находит применение его умелым рукам.
Кажется, этот человек может сделать что угодно. И в плане самодельных транспортных средств ему еще есть чем удивить. Свой буер он может посадить и на лыжи, и на коньки, и на автомобильные колеса. В зависимости от времени года так и делает. И, конечно, выходит под парусом на местные водоемы.
Про то, чтобы продать свой удивительный агрегат, Владимир даже слышать не хочет. А тем более назвать цену. Нет — и баста!
— Кому интересно — смотрите, фотографируйте, рисуйте, могу показать чертежи, но делайте сами, — категоричен Владимир.