18.5 C
Саранск
Четверг, 18 апреля, 2024

Печка-матушка: от рождения до тризны

Каштом-ава живет в печи

— Вай, вай, да куда я без своей кормилицы, — бабка Авдотья, прислонившись к развалюхе-печке, которая занимала добрую половину дома, вытирала слезы. «Кормилицу»-печку собирались ломать, сыновья для этого специально приехали из города.

Старая печь словно слышала свою хозяйку и казалось «пригорюнилась», отчего выглядела совсем неказистой.

Она уже давно дымила, и черные струйки сажи, сколько бы бабка Авдотья их не белила, виднелись повсюду. А кирпичи, которые давным-давно обгорели, крошкой сыпались и на печной пол, где готовилась пища, и в устье. А спать на ней давно уже было небезопасно: лежанка, сколько ее ни обмазывали, то и дело обваливалась, и огненные языки выходили сквозь щели.

Дети вновь и вновь приводили свои доводы. Убеждали мать, что нет резона держать громадину, только место занимает.

— Не сегодня-завтра дом спалишь из-за нее. В деревне и печки, и голландки все давным-давно по кирпичику разобрали и выкинули. Вчерашний день это. Газ есть. Пироги вон соседка в духовке печет. Микроволновку тебе привезем. На тумбочке уместится.

Однако бабка Авдотья, и ей приходил на выручку ее упрямый мордовский характер, отступать не собиралась.

— Сравнивать ваши волны со своей печкой не хочу, — приводила она свои аргументы, — Каштом ава (мордовская богиня, покровительница печи) и та в печке живет. Куда потом она? В вашу микроволновку? Нет, уж, нужна новая печь.

— Так ведь печников днем с огнем не найдешь. Не осталось их, — не сдавались сыновья.

— А вы сами умные. Недаром университеты заканчивали. По книжкам и сложите заново, а то умру, брагу и то негде будет сварить.

Так и заставила Авдотья своих детей сначала разобрать печь, которая прослужила ни много ни мало — тридцать лет, а затем, перелистав кучу литературы, сыновья сложили новую.

С новой печкой все в доме будто заиграло. Печь, обложенная до половины плиткой, была поменьше прежней, но тепло от нее шло такое же. Бабка Авдотья пекла подовый хлеб, пироги с калиной, готовила по старинному рецепту кулагу, сушила для браги свеклу.

— Никак нельзя без печки в деревне, — увещевала она теперь своих соседей. — Раньше человек от рождения был связан с печкой. Как ребенок появлялся на свет, его тут же клали на лежанку, отдавали под покровительство божеств дома и очага. Повитуха молилась, желала, чтобы жизнь новорожденного была долгой, как кирпичи, из которых сложена печь. Около нее просватанная девушка причитала в родном доме, прощаясь с отцом и матерью. А в доме жениха молодую сразу подводили к печке. Помню до сих пор, как свекровь выговаривала: «Каштом ава, матушка! Молодую взяли, будет теперь перед тобой ходить, полюби ее». Молодушке тоже в свою очередь надо было кланяться печи и просить ее, чтобы она не марала, а любила и слушалась новую хозяйку.

Сакральная сила очага

— Роль печи была значительна во многих обрядах. Она была центром жилища, вокруг которого объединялась семья, — продолжаем мы беседу о сакральной роли домашнего очага с доктором исторических наук Галиной Корнишиной. — У печи проводился ритуал заключения брачного союза. Здесь свекровь «прикармливала» молодую, приговаривая: «Как печь из избы не выходит, так чтобы и ты не выходила». Здесь же надевали невесте на голову убор замужней женщины.

По словам исследователя, использовали печь и для борьбы с колдунами, ворами. Во время свадьбы или родов обязательно закрывали трубу, через которую якобы могли проникнуть в дом черти, колдуны, души покойных в виде огненного змея.

— Связаны с печью и приемы народного целительства, — продолжает Галина Корнишина, — Каштом аву просили избавить младенца от разных болезней. Если ребенок страдал бессонницей, кричал по ночам, то его обмывали водой на шестке. Кроме того, с печью были связаны магические действия, направленные на охрану и укрепление хозяйства. Например, чтобы не пропадали лошади, перед ней вешали мешочек с лошадиными зубами. Печке, как и всему связанному с огнем, приписывали очистительные функции. Обращаясь к покровительнице печи, просили ее: «Каштом ава, матушка, возьми со своим дымом печаль моего сердца».

По подсчётам ученых, возраст прототипа нашей печи определяется многими тысячелетиями. Ещё в каменном веке человек поместил огонь под глиняный свод. Печь обогревала жилище, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, одежду, грели воду, на ней спали, она довольно успешно выполняла роль бани. Однако главным назначением печи всегда было и остаётся приготовление пищи. Кто хоть однажды испробовал хлеб, испечённый в печи, томленые щи или кашу, уже не забудет этот вкус и аромат. Недаром в современных городах вновь возвращаются к старинным кулинарным традициям, в которых основную роль играет Матушка-печка. А в современном интерьере загородного дома печь заново отвоевала свое место.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости