4.9 C
Саранск
Воскресенье, 24 ноября, 2024
spot_img

Памятник Патриарху Московскому и всея Руси: Никон стремился приобщить мордву к христианской вере

Могучая фигура Патриарха Никона, возвышающаяся на высоком постаменте в центре Саранска напротив величественного Кафедрального собора, сразу привлекает внимание горожан и гостей республики. Гости нередко с удивлением спрашивают экскурсоводов: почему именно в Мордовии установили памятник Патриарху Московскому и всея Руси, оставившему заметный след в истории Русской Православной церкви и нашего государства?

Профессиональные краеведы поясняют: будучи этническим эрзянином, Никон приложил немало старания к христианизации мордовского народа. 

Правда, ученые признают, что, безусловно, неординарная личность Никона до сих пор вызывает немало споров. О роли Никона в развитие российской государственности и культуры велись дискуссии на всероссийских научных конференциях, организованных в начале 2000 годов НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ.

Эрзянские корни

Споры вызывало и этническое происхождение будущего патриарха. Большинство исследователей сходятся во мнении, что отец его Мина имел эрзянские корни. Да и село Вельдеманово под Нижним Новгородом, где в мае 1605 года родился Никита (так его нарекли при крещении), издавна считалось мордовским.

Кстати, косвенным подтверждением национальной принадлежности Никона служат дневники известного голландского ученого Николааса Витсена, занимавшегося изучением географии и этнографии России. В 1665 году он посетил Московию и удостоился аудиенции Патриарха всея Руси.

Витсен не только подробно описал его внешность и манеры: «…Выражение лица у него сердитое, он крепкого телосложения, довольно высокого роста, краснолицый и угреватый. Ему от роду шестьдесят четыре года».  Европеец заметил редкостную любознательность Предстоятеля церкви, его живой интерес к событиям в мире. Кроме того, общение с Патриархом позволило голландскому ученому записать изрядное число мордовских слов и собрать обширную информацию о быте мордвы, её нравах и обычаях.

Войдя на патриарший престол, Никон не чурался своего этнического происхождения. При этом он стремился приобщить мордву, до того исповедовавшую язычество, к христианской вере. По его распоряжению осуществлялись миссионерские поездки архиепископа в Темниковский, Шацкий, Арзамасский, Краснослободский уезды. По благословлению Патриарха были созданы Краснослободский Спасо-Преображенский, Кадомский Новотроицкий и Атемарский Вознесенский монастыри.

Монашеский постриг

Основным источником сведений о детстве и юности Никона служит его житие, записанное иподьяконом Иваном Шушериным.

Мать Никиты умерла вскоре после его рождения. Отец женился во второй раз. Мачеха, если верить Шушерину, теплых чувств к пасынку не питала. Утешением для мальчика стало чтение Священного Писания, а грамоте сироту обучила сердобольная бабушка.

В 12-летнем возрасте он ушёл послушником в Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь. Но через восемь лет по настоянию отца женился, принял сан иерея. Некоторое время он служил в сельской церкви, позже по просьбе столичных купцов, торговавших на Макарьевской ярмарке и пораженных необычайной образованностью сельского батюшки, иерея Минина назначили священником одной из московских церквей.

А вот познать счастье в семейной жизни иерею не довелось. Трое детей, рожденных за десять лет супружества, умерли во младенчестве. Никита воспринял это как знамение свыше. Убедив жену постричься в монахини, он сам отправился в Анзерский скит Соловецкого монастыря, где принял монашеский постриг под именем Никон.

За усердное служение преподобный Елеазар Анзерский назначил Никона заведовать хозяйственной частью скита и доверил ему самостоятельное ведение таинственных литургий. Однако спустя некоторое время, уличив братию и старца в сребролюбии, Никон покинул скит. После двух лет скитаний по северным лесам Никона приняли монахом в Коже­озерский монастырь, чуть позже братия избрала его своим игуменом.

К братии Никон был строг, подавая личный  пример другим. При нём число братии умножилось до 100 человек. Монастырь разрастался, украшался новыми постройками, получал многочисленные богатые вклады и широко благотворил окрестным жителям.

За три года игуменства Никон добился шести жалованных царских грамот для монастыря. Даже за обедом вспоминал государь о Кожеозерской обители, так как выловленную тамошними монахами семгу подавали на царскую трапезу.

Любимец царя, заступник народа

В середине 1640-х Никон посетил Москву с целью сбора подаяний для обители. Следуя церковным традициям, игумен явился с поклоном к царю Алексею Михайловичу. Молодого государя подкупило редкостное красноречие Никона и его умение грамотно и убедительно излагать мысли.

Пообщавшись со священнослужителем, набожный царь назначил его архимандритом московского Ново-Спасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. Мало того, каждую пятницу Алексей Михайлович приглашал архимандрита во дворец для бесед и совета не только по духовным, но и по государственным  делам.

Понятно, такое приближение простолюдина к государю вызвало недовольство столичной знати. 

В 1649 году Никон был возведён в сан митрополита Новгородского.  А на следующий год в Великом Новгороде вспыхнул народный бунт, поводом для которого стало резкое повышение цены на хлеб. Мятежники протестовали как против удорожания зерна, так и против политики самодержца в целом. Однако усилиями Никона, поддерживавшего государя, народное восстание сравнительно быстро удалось усмирить. Причем, если верить документальным источникам, вмешательство митрополита помогло смягчить наказание зачинщиков мятежа, он лично навещал арестованных в темницах, выслушивал их жалобы и утешал речами о Боге.

Летом 1652 года после кончины патриарха Иосифа царь предложил Никону занять патриарший престол, пообещав не вмешиваться в дела церкви. Желая подтвердить степень своего доверия и уважения к Никону, Алексей Михайлович фактически сделал его своим соправителем.

Радетель православного единения

Как глава Русской Православной церкви Никон всячески поощрял церковное строительство. При нём были возведены масштабные монастырские комплексы: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кий-Островский в Онежской губе.

Исследователи признают, что мнение Патриарха оказывало весомое значение и при решении государственных и политических вопросов. При активном содействии Никона в 1654 году произошло историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Русской церкви.

С реализацией идеи православной империи была связана и начавшаяся в 1653 году церковная реформа. Патриарха беспокоила разница между русским и греческим обрядами: она казалась ему препятствием для вселенского главенства Москвы. Целесообразным ему виделось привести обрядовую практику Русской церкви в соответствие с церковными канонами восточно-славянских народов, чтобы обеспечить их беспрепятственное вхождение в состав Русского государства.

Однако старообрядцы сразу обвинили Никона в отречении от национальных корней. Недоброжелатели и завистники обвиняли его в жестокости по отношению к подчинённым. Зато простой народ относился к нему с искренним почтением.   

А вот бояре продолжали плести против патриарха интриги, убеждая царя, дескать, Никон претендует на полное и единоличное главенство в государстве. В результате, поверив сплетням, Алексей Михайлович изменил свое отношение к Минину.

Опала

Церковный собор 1666 года лишил Никона патриаршества и сослал рядовым монахом в отдаленный Ферапонтов монастырь. Спустя  десять лет его перевели под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

Лишь в 1681 году наследник скончавшегося государя Фёдор Алексеевич распорядился перевезти Никона в более комфортный Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Однако уже тяжело больной старец не осилил долгого пути, умер в дороге недалеко от Ярославля 17 августа 1681 года. 

По приказу молодого царя в Москве Никона отпели, как патриарха.

Согласно записям иподьякона Шушерина, Фёдор Алексеевич лично присутствовал на отпевании монаха и со слезами на глазах читал Псалтырь. Впрочем, православные люди начали почитать скончавшегося Никона как страстотерпца и святителя-исповедника, даже до официального его восстановления в патриаршем достоинстве.

26 августа 1681 года Никон, согласно его завещанию, был погребён в южном приделе собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.

Правда, когда в 2013 году археологи вскрыли гробницу, мощей внутри не обнаружили. Что стало с останками патриарха, теперь, увы, никто сказать не может, так как его могила, по мнению исследователей, за минувшие столетия неоднократно подвергалась разграблению.

Как выглядел патриарх?

Современные художники в своем творчестве неоднократно пытались воссоздать облик Патриарха Никона.

— Сохранились распространённые в XVII -начале XVIII в. парсуные изображения – это нечто среднее между иконописным изображением человека и светским портретом, созданные при жизни Никона, — поясняет саранский живописец Анатолий Кияйкин давно занимающийся духовным наследием Предстоятеля Русской Православной церкви.

Также известны два рисунка путешествовавшего по России в 1661-1662 гг. австрийского барона Августина Мейер фон Мейерберга, запечатлевшего Никона в рясе и клобуке с посохом и четками в руках.

А вот памятников Никону долгое время не создавали. Да и письменные документы, касающиеся заседаний Большого Московского Собора, осудившего его и принявшего решение о лишении его священства, не обнародовали.

Первый скульптурный портрет Никона появился в многофигурной композиции, воздвигнутой в 1862 году в Новгороде и посвящённой   Тысячелетию образования Российского государства.

Саранский памятник Никону, созданный народным художником Мордовии, скульптором Николаем Филатовым и архитектором Сергеем Ходневым, в 2006 году торжественно открыл и освятил Предстоятель Русской Православной церкви Алексий II.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости