21 января исполнился 101 год со дня рождения Ивана Григорьевича Едунова – одного из замечательной плеяды уроженцев Атяшевского района, отмеченных в годы Великой Отечественной войны за ратные дела высшим в стране званием Героя Советского Союза.
Сельский «джигит»
Малая родина Ивана Григорьевича – деревня Дады, в которой не осталось постоянных жителей. Но в летние месяцы она становится каждый год обителью многочисленных дачников, которых привлекают близость деревни к районному центру и замечательная природа здешних мест. Сохранился в деревне и дом Едуновых, у которого теперь третий уже по счету хозяин. Похоже, близкое соседство деревни с поселком Атяшево, в котором городской комфорт, стало для Дад не только благом, но и одной из причин, что село обезлюдело.
Еще до войны был в Дадах и замечательный колхозный сад, который заложил отец Ивана Григорьевича — Григорий Иванович Едунов, работавший председателем колхоза. Но и сын его Иван был первым помощником родителя, за свои достижения в садоводстве удостоенного в 1939 году в Москве медали Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Еще школьником много ведер воды, которую привозил в сад на запряженной в телегу лошади из речки Седлейки, вылил Иван под яблони, которые сажал отец. Воду в бочках возил и в поле колхозным поварам, которые варили там обед колхозникам на севе и уборке урожая.
В колхозной конюшне было в то время много лошадей, и их табун колхозники доверяли Ване Едунову. За любовь к лошадям, умение ими управлять и с ними ладить Ваню в деревне знали больше по второму «имени» — Джигит, которым его нарекли местные жители.
В семье из шестерых детей он родился пятым, и родители с малых лет приобщили мальчишку к крестьянскому труду. Ваня не чурался никакой домашней работы, старался всегда и во всем помогать своей маме, которая часто болела.
Домашние заботы и уход за лошадьми не мешали Ивану окончить в Атяшеве в 1941 году 9 классов. Отличником не был, но и среди отстающих в учебе не оставался. Никто уже не скажет, кем хотел стать Ваня Едунов. После девяти классов школы его по мобилизации отправили во Владивосток, где учился в ФЗУ, после окончания которого работал слесарем. Вот и все, пожалуй, что вместила в себя довоенная биография Ивана Едунова, в которой он успел сад растить, лошадей холить, и даже сделать первые шаги в самостоятельную жизнь.
«Навсегда запомнил я этот день…»
А потом была в его жизни война. В августе 1942 года Ивана Едунова призвали в Красную Армию, а в апреле 1943 года отправили на фронт. Парень он был сильный, стрелял отлично, а в рукопашной мог запросто проломить ударом приклада голову любому фрицу. Поэтому отцы-командиры и определили удалого молодца во взвод пешей разведки 212-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской стрелковой дивизии. Это подразделение всегда отличалось в полку быстротой реакции и сноровистостью бойцов. В любой обстановке бойцы действовали быстро и решительно, помогая командованию выявлять силы противника и организацию его огня.
На фронте Иван Григорьевич отличился при форсировании Днепра на Киевском направлении. Тогда взвод пешей разведки, в составе которой воевал, получил боевой приказ разведать силы противника в районе Глебовской пристани возле сел Казаровичи и Литвиновка. Сам Едунов рассказывал об этом так:
— 21 сентября 1943 года это было. День на всю жизнь запомнился. Взвод получил задачу переправиться через Днепр первым и взять «языка». Надо было захватить не просто немца, а такого, чтобы толковые сведения мог дать о противнике. Переправлялись через Днепр ночью, на «дубках». Так украинцы свои лодки называют. Я был во взводе рядовым разведчиком. Страшновато плыть туда, где еще нет ни одного нашего солдата. Но надо было плыть, надо было выполнить поставленную задачу. От того, как мы ее выполним, зависели судьбы многих советских людей, успех операции нашей дивизии. Так что наше сознание было выше страха.
Переправились настолько тихо, что ни один фашист не заметил, как взвод очутился на западном берегу Днепра. Командир разделил взвод на группы.
— Начали мы вести поиск, — продолжил рассказ Едунов. — Ну, это для нас было уже не новинкой. Смотрим, идёт по берегу вражеский патруль. Два гитлеровца. Мы залегли, притаились. Фашисты идут, озираются, чувствуют, что советские воины могут быть на их пути. Но сколько они ни озирались, обнаружить нас не смогли. Подпустили мы фашистских вояк вплотную и накрыли их. Они ни выстрелить, ни крикнуть не успели. Связали фашистов, уложили в «дубки», и на левый берег — в штаб. Там знают, что в таких случаях делать.
А взвод продолжал выполнять дальнейшую задачу. Надо разведать силы противника в ближайших селах. Разведчики двинулись туда. При подходе к одному селению их обнаружил противник. Было уже светло, и увидеть целый взвод большого труда не стоило.
«Открыли немцы по нам огонь из пулеметов, минометов, орудий. Решили гитлеровцы или уничтожить нас, или сбросить обратно в Днепр. Для нас выбора не оставалось. Надо было дать врагу бой, удержать на западном берегу плацдарм. И мы это сделали. Пришлось драться крепко. Взвод истребил до 30 вражеских солдат и офицеров. Шестерых уничтожил лично я. Мог бы и больше, да остыли фашисты, отказались от атак на наше подразделение. А тут вскоре весь наш полк переправился и на помощь нам пришел».
В представлении к награде, которое командование направило в Москву, записано: «Гвардии рядовой Едунов в этом неравном бою показал образец геройства, отваги и умелой разведки сил противника, лично истребил 6 гитлеровцев».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за успешное форсирование реки Днепр севернее Киева, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом мужество и геройство гвардии красноармейцу Едунову Ивану Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В мирной жизни – тульский оружейник
После войны И.Г. Едунов жил в Туле, там же окончил военное оружейно-техническое училище, работал на оборонном предприятии. В 1955 году в звании гвардии майора ушел в запас. Скончался 5 декабря 1988 года. На доме № 22 в Промышленном проезде Тулы, где он жил, установлена мемориальная доска. Именем И.Г. Едунова названа одна из улиц Тулы, его имя высечено в городе оружейников и на стеле в сквере туляков-героев на проспекте Ленина.
Гордятся И.Г. Едуновым и на малой его родине. На площади 40-летия Победы в Атяшеве есть Аллея Славы, на которой установлен его бронзовый бюст.
«Не дождался я рассказа. Уснул!»
Приехав в 1950 году в Дады, Иван Григорьевич приходил в гости к Петру Васильевичу Лентову, с которым учился в школе поселка Атяшево. Лентов тоже участник войны, награжден орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды. Двум фронтовикам было о чем вспомнить, о чем поговорить. Свидетелем их долгой дружеской беседы стал семилетний сын Лентова – Николай.
«Я помню, о чем говорили отец и Иван Григорьевич, — рассказывал мне Николай Петрович Лентов. — Беседовали о многом, но не о войне. Ждал, когда скажет Герой, за что удостоен этого звания, но не дождался я рассказа, уснул на печке. А больше Ивана Григорьевича и не видел. Зато отца его хорошо помню. Великий был Григорий Иванович труженик! За садом, что посадил на пяти гектарах, и был единственным тогда в районе, ухаживал практически один. Но и сада уже нет, остались от него возле оврага только несколько одичавших яблонь».