22.9 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

От австрийского Бадена до Саранска: траектория судьбы Бориса Кезина 

Не служебное кресло красит человека, а человек — беззаветной, честной службой. Ветеран органов внутренних дел, майор милиции в отставке Борис Алексеевич Кезин никогда эту заповедь не нарушал. Его жизнь — многим наука. 8 апреля Борису Алексеевичу исполняется 90 лет! Сегодня он делится с читателями «ИМ» секретами своих служебных успехов и личного счастья. 

Родился Борис Кезин в 1929 году в деревне Высокая Кадошкинского района. Детство у пацанов той поры было нелегким. Борис не был исключением. Начальную школу окончил в родной деревне, а вот в пятый класс пришлось ходить в соседнее село за четыре километра. Ходил пешком и в дождь, и в слякоть, и в зимнюю стужу. Когда началась Великая Отечественная война, на фронт из колхоза под названием «3-й год пятилетки» как-то быстро забрали всех мужиков. На полях и фермах остались работать только женщины и подростки. Работал и двенадцатилетний Борис. Во время сенокоса возил копны сена для стогования верхом на лошади, подвозил питьевую воду работающим на полях, копал картофель, работал на прополке овощей. Словом, рано понял, что такое трудовой пот и рабочие мозоли. Но не роптал, осознавая, что он, по существу, в доме единственный мужчина. Но как он ни старался, семья жила очень бедно, попросту голодали. На лугах собирали коневник, из которого пекли лепешки. Собирали желуди, сережки с березы, заготавливали крапиву и лебеду. 

Отец Бориса вернулся с фронта в 1943 году на костылях и ходить почти не мог. Дед как-то во время уборочной поднял с земли необмолоченный ржаной сноп, видимо, упавший с воза, и принес домой. Но на него кто-то донес. За это его забрали в районное отделение милиции, где он в течение суток умер. Не выдержало сердце, хотя ему в ту пору было всего 60 лет. Как считает Борис Алексеевич, это случилось от стыда перед односельчанами. Суровое было время. За небольшую горсть зерна в то время можно было получить до пяти лет заключения. 

В марте 1950 года Бориса Кезина призвали в ряды Красной Армии. Курс молодого бойца проходил в Закарпатье. После принятия присяги его перевели в пересыльный пункт на территории Польши, а уж потом он попал в австрийский город Баден — окружной центр в Австрии, в федеральной земле Нижняя Австрия, известный теперь многим как город-курорт. Расположен в 26 км к югу от Вены. Там располагалась Центральная группа советских войск. 

Молодого паренька из Мордовии назначили старшиной роты связи, на обеспечении которой всем необходимым для службы и быта было более ста солдат и 25 офицеров. И в Польше, и в Австрии старшине Кезину некогда было любоваться красотами тамошних ландшафтов. Его больше всего поражали тогда многочисленные фашистские концлагеря. И это в самом центре Европы! Он видел печи, в которых сжигали порою еще живых людей, рвы, в которые сваливали растрелянных или задушенных газом узников. И уже тогда проникся лютой ненавистью ко всякой нечисти, отравляющей жизнь людям, поклявшись всю свою жизнь посвятить борьбе со всяким отребьем. В Бадене Кезин прослужил почти пять лет. 

Сразу после демобилизации в 1955 году в звании старшины Борис Кезин пришел устраиваться на работу в линейный отдел внутренних дел на станции Рузаевка. Бывшего воина отправили на службу в ЛОВД станции Саранск. Поступил в университет, получил звание младшего лейтенанта милиции. 

В конце 1950-х годов в Саранске началось бурное строительство промышленных предприятий и жилья. Для этого требовалось много рабочей силы. И народ из окрестных сел и деревень потянулся в столицу. В основном передвигались на пригородных поездах, которые не вмещали всех желающих. Вагоны были переполнены. Молодежь ехала в тамбурах и даже на подножках. Из-за тесноты и большого скопления людей среди пассажиров нередко возникали конфликты, потасовки и даже убийства. Случались кражи, пьянки и другие правонарушения, что ложилось тяжелым грузом на плечи работников транспортной милиции. 

Однажды в дежурную часть ЛОВД поступило сообщение о том, что в одном из вагонов пригородного поезда обнаружен труп молодого мужчины с признаками насильственной смерти. На место происшествия выехала следственно-оперативная группа во главе со старшим лейтенантом Борисом Кезиным, было обнаружено много крови и осколков от разбитой бутылки. Как выяснилось, мужчину несколько раз ударили по голове той самой бутылкой. 

Всего несколько дней понадобилось уже опытному розыскнику, чтобы выйти на след убийцы. Со слов очевидцев был составлен портрет предполагаемого убийцы. У Бориса Алексеевича в ту пору была уже целая картотека с фотографиями людей, которые преступили закон, проживающих на участке его оперативного обслуживания. Именно благодаря этой картотеке и удалось выйти на преступника. Им оказался попутчик убитого, житель ближайшего села Кривозерье, имевший уголовное прошлое за кражу и вооруженный разбой. Находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, попросил у потерпевшего закурить, но, получив отказ, начал наносить ему телесные повреждения, в результате которых последний скончался на месте. Преступник за содеянное получил по закону, а старший лейтенант Кезин за раскрытие преступления был поощрен денежной премией. 

…Как-то к концу рабочего дня в кабинете капитана милиции Б.А.Кезина раздался телефонный звонок: сообщили, что возле железнодорожного полотна у станции Посоп обнаружена девушка с многочисленными травмами. Пострадавшая была доставлена в больницу. К счастью, она была в сознании, и Кезин решил, не откладывая дело в долгий ящик, навестить потерпевшую. Как выяснилось, в пути следования в тамбуре пригородного поезда к девушке подошла молодая цыганка и предложила ей погадать. Получив отказ, цыганка просто вытолкнула ее из вагона на ходу поезда. Единственная примета, которую успела заметить пострадавшая, была серьга в ухе цыганки, на которой было выгравировано слово «Лена». Линейная милиция долго не могла выйти на преступницу. И все же, наконец, это удалось. 

Во время очередного сопровождения пригородного поезда в одном из вагонов Борис Кезин увидел группу цыган. Пригляделся и увидел цыганку с той самой серьгой. Милиционер хотел сразу же задержать ее, но за нее вступились ее собратья и стали оказывать активное сопротивление. Неоднократно срывали стоп-кран, побили стекла в вагоне. Тем не менее, стражу порядка удалось доставить задержанную в дежурную часть ЛОВД на станции Рузаевка. Подобных историй у Кезина были десятки. 

Почти 30 лет отдал службе в рядах защитников правопорядка Борис Алексеевич Кезин. Только подорванное здоровье вынудило его в 1978 году уйти в отставку в звании майора милиции с должности начальника ЛОВД на станции Саранск. Его служебная деятельность отмечена многими благодарностями, почетными грамотами, ценными подарками. Он награжден нагрудным знаком «Отличник милиции», его китель украшают медали «За безупречную службу» всех трех степеней, «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» 

Однако главной наградой Борис Алексеевич считает свою улыбчивую, никогда не унывающую супругу Клавдию Михайловну, с которой он в ладу и гармонии живет 62 года. Не менее ценная награда для него — сын Александр и дочь Люба. По заверению ветерана, он — самый богатый человек: у него есть внук, две внучки и пять правнучек! Старается по мере сил всем помогать. Словом, траектория судьбы Виктора Алексеевича продолжается… 

Олег КОРЧИГАНОВ.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости