Понедельник, 21 апреля, 2025

Опыт и знания всегда помогали прокурору Любови Ситниковой

В дверь гостиничного номера негромко постучали. Прокурор Любовь Ивановна Ситникова открыла и увидела на пороге невысокого мужчину кавказской наружности. Он, переминаясь с ноги на ногу, начал сбивчиво объяснять, что его сын, находящийся в колонии, может попасть под амнистию, если прокурорская проверка даст добро. Внезапно мужчина сунул в руку Любови Ивановне какой-то сверток. Оказалось, что в платок были завернуты деньги.

 — Посодействуйте! Прошу! – взмолился он.

Прокурор так сурово отчитала мужчину, что тот от неожиданности уронил сверток и рассыпал купюры.

В те времена мзда была обычным делом на Кавказе, но в Мордовии это было из ряда вон выходящим событием. К слову, заключенный в любом случае попадал под амнистию, и парня выпустили. Но с тех пор Любовь Ивановна категорически отказалась общаться с родственниками подследственных по любым вопросам.

Первая запись в трудовой книжке Любови Ситниковой появилась в 1971 году. В то время она училась в Саранском ГТУ-1 и параллельно работала стенографисткой в Президиуме Верховного Совета МАССР.

— Когда я была на втором курсе Всероссийского юридического заочного института, меня взяли юрисконсультом, а по окончании учебы – старшим Президиума Верховного Совета, — рассказывает Любовь Ивановна. – В конце 70-х годов прошлого века, возглавляя секретариат, участвовала в разработке Конституции Мордовии. Эта работа дала мне колоссальный опыт. Больше того – все знания нарабатывались именно тогда, под грамотным руководством руководителей Президиума.

В 1981 году Любовь Ситникова пришла в прокуратуру РМ. Нелегкий участок работы достался ей – оперативный учет и статистика. Преступления, возбужденные и завершенные дела, сотни, тысячи цифр проходили «через голову» старшего помощника прокурора, чтобы путем анализа, обобщения показателей можно было проследить динамику, сделать соответствующие выводы, составить прогнозы…Колоссальная работа для мозга! Хорошая память и отличное терпение в этом прекрасные помощники. Но главное – юридические знания. Они здорово выручали и позже, когда Любовь Ивановна возглавила отдел общего надзора прокуратуры МАССР.

— Это своего рода разведка в прокуратуре! — делится она. – Образно говоря, вся разноплановая и разносторонняя жизнь сосредоточилась в одном отделе. А потому владеть нужно было не узконаправленными знаниями в законодательстве, а в целом.

Самым трудным временем для Любови Ивановны стал момент, когда ее обвинили в пособничестве  ГКЧП. Ее отправили в горсовет за указом президента РФ, переданным по факсу. А там она встретила группу радикальных демократов, которые все и раздули.

— Дескать, раз мы ждем указаний сверху – значит, мы – пособники ГКЧП, — вспоминает она.

Горсовет принимает решение освободить от должностей Сенькина, он тогда возглавлял прокуратуру, Любовь Ивановну и еще одного сотрудника, который, к слову сказать, был в отпуске в этот момент. Решение было направлено в Москву, и ей пришлось давать объяснения начальнику Управления Генпрокуратуры. Но, к счастью, ситуацию удалось «разрулить». А осадок от этого неприятного случая остался надолго. Впрочем, никто и не обещал, что работа в органах окажется легкой. В какие только передряги не попадала Любовь Ивановна.

Вспоминает она, как пришлось на дрезине добираться до отдаленного поселка, куда не ходил ни один транспорт, а дрезина возьми, да и сломайся по пути. И как прикажете поступать? Стоят работники прокуратуры посреди леса, в самой глуши, без связи и выбраться не представляется возможным.

Или вот еще был случай, когда сотрудники по дороге попали в ДТП. Был гололед, водитель не справился с управлением, и автомобиль закружило на ледяной колее, выбросив на встречную полосу. Машина перевернулась вокруг своей оси несколько раз и опрокинулась в кювет. К счастью, никто сильно не пострадал, отделавшись стрессом. Но главное – спустя некоторое время прокуроры уже ехали по заданному маршруту вновь. Авария аварией, а дело надо делать. Такова прокурорская работа.

За время службы Любовь Ивановна обросла многочисленными связями, в том числе и в Генеральной прокуратуре. А начиналось ее знакомство с вышестоящими инстанциями с того, что руководитель выпроводил Любовь Ивановну в Первопрестольную на утверждение в новой должности с совершенно потрясающим напутствием: если не утвердят – обратно не возвращайся.

— И что мне было делать? – усмехается Любовь Ивановна. – Пришлось приложить все усилия, чтобы в Генеральной прокуратуре меня согласовали на должность начальника по общему надзору, хотя я раньше никогда этой сферой не занималась. Но, видно, глаз у моего руководителя был наметанный, поэтому я смогла быстро вникнуть в суть работы и много лет отдала службе здесь.

Впрочем, редкие профессиональные качества – самоотдачу, упорство, искреннюю любовь к работе заметили и «наверху». Как-то раз, когда Любовь Ивановна прибыла с докладом в генпрокуратуру, ей предложили провести здесь несколько дней. Ситникова поняла – руководство присматривается. Многие из тех, кому поступало подобное предложение, далее были приглашены на постоянную работу. С таким же разговором обратились и к ней. Однако перспектива переезда в столицу не привлекала прокурора «ни под каким соусом».

Здесь оставалась старенькая мать, сестра и огород – истинное хобби Любови Ивановны, которое она любит со всем пылом наравне со службой. Разве не чудо из маленькой семечки получить великолепный плод? Поэтому Ситникова увлекается садовыми работами и любит спокойную размеренную деревенскую жизнь. Кстати, она не пожалела о том, что отказалась от столичных привилегий. Когда пришло время, Любовь Ивановна с почетом и уважением ушла на пенсию, оставив после себя пример достойного служения любимому делу и Родине.

Наталья Першина.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости