1.2 C
Саранск
Четверг, 28 марта, 2024
spot_img

«Она у нас в колхозе звеньевая…»

«Начальник мой — жена моя.

Она у нас в колхозе звеньевая.

Я — рядовой ее звена.

Вот, ситуация какая…»

Десятилетия минули со времени, когда эти стихи прозвучали по Всесоюзному радио в передаче «Земля и люди». Уже нет такой передачи, забылась и фамилия автора стихов, но слова из его стихотворения остались в памяти. Написал и прочитал его в эфире обычный сельский труженик, который не был обделен и поэтическим даром.

Я вспомнил об этом стихотворении, собираясь рассказать еще об одной сельской профессии.

Утраченная должность

В Трудовом кодексе теперь нет должности звеньевой, но она была в советское время, когда почти в каждом селе был и свой колхоз. Основную форму организации труда в колхозах составляли бригады из нескольких звеньев по возделыванию различных сельхозкультур, уходу за животными. В сельском хозяйстве, в отличие от сегодняшнего дня, очень долго преобладал ручной труд, и в этих условиях колхозные звенья показали свою особую эффективность на возделывании зерновых и таких культур, как попавшая в опалу конопля, сахарная свекла. Звенья объединяли по 10-12 колхозников для выполнения установленного правлением для бригады производственного задания на отведённом ей поле. Землю за звеньями закрепляли на весь сельскохозяйственный год, начиная от момента подготовки почвы и заканчивая уборкой урожая. Такой порядок хорошо оправдал себя тем, что он давал членам звена возможность хорошо изучить почву и начать заботу об урожае с самых первых работ, которые нужно было провести для той или иной сельхозкультуры.

Звено работало, как правило, не более чем с 2-3 сельхозкультурами. Но колхозное начальство учитывало сроки их созревания. Если культуры подходили к уборке в одно и то же время, их выращивание поручали разным звеньям, что обеспечивало равномерное использование труда в каждом звене в течение всего вегетационного периода растений.

Когда была уже ясность с количеством звеньев в бригаде, бригадир представлял на рассмотрение членов правления колхоза кандидатуры звеньевых. На их роль почти всегда назначали женщин, а получивших эту должность называли в мордовских селах звеноводками. Но при назначении всегда оглядывались на партийную установку о том, чтобы «в звеньевые выдвигать людей политически грамотных, преданных колхозному делу, с производственным стажем, авторитетных организаторов, мастеров сельхозпроизводства». Но и этим партийная линия не ограничивалась: «Удачно подобранные звеньевые удерживаются на этой работе как можно дольше, т.к. постоянство состава звена очень важно для успеха производства».

А когда дело о назначении было уже решенным, звеньевая сама подбирала для себя коллектив, учитывая способности и желание каждого кандидата работать в ее звене. Согласованный с бригадиром список членов звена тоже рассматривало и утверждало правление колхоза.

Агроному – помощница!

Заслуженный агроном Мордовии Антонина Бузлаева с теплотой в голосе вспоминает о звеньевой Вере Куртановой, с которой вместе работали. «С любой работой ее звено справлялось отлично, — говорит А.Г. Бузлаева. – И понимали мы друг друга с полуслова, и старались всегда друг другу помогать. Веру часто можно было видеть на поле с линейкой в руках, которой, как агроном, замеряла глубину вспашки. Знала свое дело, и была она во всем моей первой помощницей».

Орден в 19 лет

Людей, которые могли бы рассказать о работе звеньев в колхозных полеводческих бригадах, сегодня не так много. И одна из них — Евдокия Ионовна Новикова. Ее деревня Каменка была когда-то не только большой, но и прославилась двумя полеводческими бригадами, которые соревновались в работе. Евдокию в годы войны назначили звеньевой, когда ей было 14 лет. Но она, как руководитель звена, пользовалась большим уважением. Ее слушались и делали все, что поручала, женщины и мужчины гораздо старше. Члены звена Новиковой косили, вязали снопы, скирдовали, засевали поля коноплей и даже кок-сагызом, о котором сегодняшнее поколение не только ничего не знает, но и вообще не слышало. Кок-сагыз был тогда тем самым сырьем, из которого делали резину для фронта. Работа тяжелая, но звеньевая, как тот селянин и поэт, что прославил в стихотворении на весь Советский Союз свою супругу-звеньевую, тоже сочиняла частушки, которыми веселила членов звена и односельчан:

«Я в колхозе звеньевая,

боевая, смелая,

Ловко я плясать умею,

и в работе первая…»

Результатом 27 центнеров зерна с гектара сейчас не удивишь. Но в послевоенные годы это было рекордным показателем, за достижение которого в 1948 году Евдокию Новикову в 19 лет наградили орденом Ленина.

В награду – калоши!

О том, как и ее звено выращивало кок-сагыз, в газетной заметке военной поры рассказала звеньевая колхоза «Кузница Маркса» Атяшевского района Н. Соколова. Из нее можно понять, что самой трудоемкой операцией в работе с каучуконосной культурой был сбор семян. Как ни старались, всем вместе за день удавалось собрать не более 8 кг похожих на парашютистов семян. «Тогда я ввела индивидуальную сдельщину, стали собирать семена в одиночку. Каждая девушка набирает уже до 2 килограммов. Таким образом, теперь мы собираем всем звеном до 20 килограммов семян кок-сагыза. Лысякова Таля, Фурашева Женя, Соколова Женя и Федорова Мария набирают в день по 2 килограмма семян. И даже семилетняя Едунова Зоя – по 1 килограмму. Все девушки стремятся дать стране больше семян и корней кок-сагыза, поэтому трудятся не покладая рук». А наградой за труд становились для членов звена… резиновые калоши!

Слава нашла и Полину Равкину

Рассказывая о колхозных звеньевых, не обойти вниманием Полину Ивановну Равкину. Она – одна из девяти Героев Социалистического Труда, бронзовые бюсты которых установлены на Аллее Славы в центре поселка Атяшево. Такой чести П.И. Равкина удостоилась за большие успехи на полях батушевского колхоза. В 1947 году ее звено собрало с каждого гектара по 210 пудов озимой ржи, что стало для района небывалым достижением. За него звеньевая отмечена орденом Трудового Красного Знамени, члены ее звена – медалями «За трудовое отличие». Но настоящая слава пришла к Равкиной год спустя. Начав выращивать и коноплю, ее звено в засушливом 1948 году получило по 7 центнеров пеньковолокна и 12 центнеров семян конопли с гектара. За сданную продукцию в колхозную кассу поступило более 75 тысяч рублей. За достижение в коноплеводстве Полине Равкиной присвоили звание Героя Социалистического Труда, а восьмерых других колхозниц ее звена наградили орденами Ленина, председателя колхоза И.И. Видяева — орденом Трудового Красного Знамени.

Всего три человека от Мордовии ездили на 70-летие Сталина, и в их числе была П.И. Равкина. Есть в ее домашнем архиве и фотография с Никитой Хрущевым. А в 2018 году Равкину поздравил с 95-летием Президент России Владимир Путин.

Говорят, что с наступлением в сельском хозяйстве эры механизации звеньевая система организации труда начала дробить крупные хозяйства на мелкие производственные ячейки, распылять силы и средства, и даже вела к возврату от передовой техники и коллективных форм труда к труду ручному, изолированному. Как бы там ни было, колхозные звенья уже в прошлом, но добрая память о них и их  руководителях продолжает жить.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости