15.7 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

Он такой: дерево нажмет и свалит!

«Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова» — кому не знаком известный зачин былинного сказания о богатыре Илье Муромце. В нем точно указано место, где Илья родился, а в многочисленных былинах рассказано как богатырь сражался против Соловья разбойника, Идолища поганого, царя Калина. Есть сведения о Муромце и в иностранных источниках. «Илья Русский» упоминается в немецких поэмах, в скандинавских сагах. Этот богатырь вдохновил многих поэтов, художников, композиторов. И с детства нам кажется, что этот герой жил где-то далеко-далеко. Хотя Муром, если посмотреть на карту, находится меньше, чем в трехстах километрах от мордовского края. Так может быть былинный богатырь как-то связан и с нашим краем? Возможно, у нас существуют свои былины об Илье Муромце? Тем более есть мнение, что Илья выходец из исчезнувшего финно-угорского народа — муромы.  С такими вопросами мы обратились к заведующему отделом литературы и фольклора НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ Игорю Васильевичу Зубову. 

«Территория современной Мордовии, ранее по большей части, входившей в состав Пензенской губернии, неоднократно становились объектом внимания этнографов, путешественников, писателей. Наш фольклор достаточно изучен.  Однако, что касается былинных текстов, то исследователями давно вынесен вердикт: на территории мордовского края былин не зафиксировано\», — говорит ученый. — И всё же если обратиться к материалам фольклорных архивов нашего института, то можно обнаружить фрагменты былинных сказаний об Илье Муромце».  

Одним их таких источников можно считать небольшое вкрапление в научный оборот записей прозаических текстов, сделанных уже во второй половине ХХв. на территории Мордовии у мордвы – мокши Зубово-Полянского района, обнаруженных в научном архиве института, вероятно способных пролить свет на образ былинного богатыря. И кстати, узнать отношение к нему народа, испытавшего, согласно записям, «близкое» знакомство с богатырем. 

Записи эти были сделаны в ряде сёл Зубово-Полянского района в 1960-х годах. Так жители села Мордовская Поляна (Куженя) вспоминали деда Моисея, который рассказывал слышанные от бывалой стариковой легенды об Илье Мурома.  Обычно это происходило зимой, когда мужики всем селом работали на лесоразработках. После трудового дня собирались они вокруг Моисея, и кто с усмешкой, а кто с неподдельным интересом слушали местные сказания. «Так вот, — начинал старик, — Илья болел семь лет. Лежал он дома, а кормил его брат, который был добрым хлебопашцем. Вот как-то в дом тайно вошел старик и просит Илью: «Дай мне воды!». А Илья Мурома отвечает: «Погоди! Придут, тогда дадут воды, а я не могу».  «А ты чего лежишь? Всегда ли так?». — «Нет. Прежде работал. Ведь я, старший!». — «А охота еще поработать?»- «Спрашиваешь!». — «Вот я сейчас тебе дам попить, если желаешь – выздоровеешь».  И налил Илье в ковш воды. Тот выпил. Старик спрашивает: — «Как здоровье?». — «Поправляюсь, но не так еще». — «А ну-ка выпей еще!» Выпил. — «Ну как?» — «А вот было бы кольцо, повернул бы землю наоборот с небом!». Подумал старик и дал Илье Мурома третий раз попить. «Ну а теперь?». — «Да вроде половину силы уже набрал».- «Ну, вот теперь живи! Иди помогай брату, работай».   

Слушатели равнодушными к легенде не оставались. Непременно возникали перепалки по поводу того могло ли случиться такое или же это чистой воды вымысел Моисея. После привычного спора молодежь обычно спрашивала о том, что ещё слышал Моисей о богатыре.  

Старик невозмутимо продолжал пересказывать предание: «Встал Илья Мурома и пошел к брату, который в то время корчевал на берегу Оки. Стали они работать вместе.  Через некоторое время просит Илья брата сходить за хорошей колодезной водой и дает ему мешок из цельной бычьей кожи — «ви(е)дьбарец»: «Иди, тащи воды, сварим что-нибудь на обед, а я пока отдохну».   

Брат еле-еле этот бурдюк до колодца дотащил.  Ну, думает, а с водой я и вовсе не донесу.  И пустым нес – умаялся.  А если без воды вернется, совестно перед Ильей будет.  Был сильнее его, а теперь слабее стал. «Нужна ему вода, пришел бы и набрал, — возмущался он, ругая брата. И пришла ему в голову хитрость. Опустил он шкуру в колодец и стал ходить вокруг колодца и «корчевать» сруб — канаву вокруг него делать. Сам размышляет: «Илья не вытерпит, придет к колодцу, а я ему и скажу: «Легче колодец поближе перенести, чем в такую даль каждый раз таскаться». 

Тем временем, Илья выспался, встал — никого нет! Ждал-ждал, не дождался. Пошел за братом. «Ты что так долго?».   «Да что! Вот «корчую» колодец, — сразу всю воду и донесу. И не будем сюда ходить каждый раз, — не находишься, туда-сюда по какую-то там воду».  

Илья, не догадываясь ни о чем, заругался: «Нам лес быстрее корчевать надо, а ты тут колодцами забавляешься!». Набрал   воды полный бурдюк и понес обратно.  

После обеда брат лег отдыхать, а Илья пошел лес корчевать. Стукнет топором, дерево валится, а топор сквозь землю проходит; не вытащишь из земли-то!  Что за диковина? Плохо этак то работается. И стал Илья деревья за макушки дергать. Мелкие, как коноплю выдергивал. А большие дубы покидал в Оку и совсем запрудил её. Начала вода подниматься, как в половодье. Начало заливать место, где брат спал. Илья давай его будить: «Вставай брат!  Подтопило тебя». Посмеялись они по-братски, да и ладно. 

Старики говорили, Ока идет теперь другим путем. Тот старый путь остался с тех пор запруженным, а Ока прорвала в другом месте русло. С затопленного места вытаскивали черный дуб, он шел на изготовление посуды. Мордва говорила: «От Ильи Мурома дуб». 

«Эта легенда, — отмечает Игорь Зубов, — близка по содержанию с русскими былинами об Илье Муромце. Но в ней открывается совершенно иное восприятие его богатырской силы. Здесь богатырь предстает хозяином земли, рачительным, трудолюбивым, простодушным, «своим» богатырем – практически мордвином, ведущим традиционную хозяйственную деятельность – расчистку лесных территорий для обработки земли». А вот появление в данной легенде брата Ильи, по мнению исследователя, могло быть результатом местного «обытовления» сюжета. Упоминание о брате встречается и в преданиях Севера — Прионежье, Пинеге, Поморье. Интересным кажется и такая деталь, как упоминание гидронима – Ока, реки, с которой географически связаны места фиксации некоторого количества русских былинных текстов об Илье Муромце». 

Долгое время сохранялись и другие варианты.  В тех же Мордовских Полянах в семье Радиных (по-уличному Буган) легенду передавали из уст в уста. Бугачев атя (дед Радиных) любил вспоминать про Илью на праздники, когда местный люд отдыхал от работы, пил брагу, веселился.  Подвыпивший, старик, приплясывая, пел здешнюю мокшанскую праздничную песню об «Илье Муроме»: «Муром иряма – богатырема, Илья ульсь богатырь…» -«Муромская жизнь — богатырская жизнь, Илья был богатырем…» 

Пелось в песне как с семнадцати лет Илья стал богатырем. Как надумал он добраться до мордовского края и пошуметь, пострелять там. И вот плывут баркасы по тридцать человек в каждом по реке Вад. Да закрыли им путь вековые дубы, которые росли по берегам Вада. Тем временем собрался местный люд и выгнали Илью Мурома. 

Об озорной богатырской силе Ильи старики   рассказывали, вспоминая рассказы своих дедов и прадедов: Своя версия была и у «Степой-атя»: «Река Вад прежде большой была. 1000 лет назад пришел по ней с р.Оки Илья Муромец на баркасах. По Ваду дошел под парусом до озера Имерка и здесь остановился, сбился. Дальше не пошел, наверное, не мог пройти на судне, — мелких мест много.  Шел, — себе власть забрать и мокшу всю, а ничего не добился. Был он богатырь настоящий, — больше человека…Он такой. — дерево нажмет – и свалит. На дом нажмет – и дом свалит. И так он делал только от осерчания. Не так, чтоб всех перебить, а в насмешку: кто убьется – убьется, а кто зашибется – там пусть и зашибется…От страха поднялись на него, от каждой местности…Много народа на него поднялось. Пик мало было, так колом, вилами, — народом стали его воевать. У мокши тут богатыря не было, — только силой народа. И давай на него наступать.  Но не могли его побить, а только удрал он.  Как убежал, и больше в этом крае его не видать и не слыхать было». 

Такого рода необычные предания о русском богатыре Илье Муромце бытовали, а возможно бытуют и в наше время в мордовских селах.  «Эти легенды о якобы бывших военных столкновениях с силами Ильи Муромца, возможно, связаны с нападениями со стороны муромских земель, располагавшихся не слишком далеко от места записи этих «былей», — разъясняет нам Игорь Васильевич. — Косвенно некие столкновения с внешними врагами подтверждаются огромным количеством зафиксированных в местном фольклоре преданий и былей о различных мелких военных конфликтах».  

Как видим в них Илья Муромец предстает не тем эпическим, былинным героем, известным нам сегодня, который едва выздоровев, едет к князю Владимиру, осознавая свои возможности в деле защиты интересов родины. Здесь он силач, богатырь с озорным, почти разбойным характером. Но среди народа как раз такие разбойнички становились излюбленными героями преданий. Видимо поэтому они живут и в 21 веке.  

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости