11.2 C
Саранск
Четверг, 25 апреля, 2024

Ольга Зеткина: «Потенциал социальной проектной деятельности в республике огромен»

Общественные объединения являются основой развивающегося в России гражданского общества. Они создаются нашими активными и энергичными соотечественниками, которым сама жизнь подсказывает, как можно улучшить общество и страну. Общественных активистов в этом всецело поддерживает государство. Сейчас главным инструментом поддержки является система грантов, главные из которых – гранты Президента РФ.

В конце прошлого года для содействия всем общественным объединениям республики в составе аппарата Общественной палаты Мордовии был создан отдел мониторинга, экспертизы и поддержки НКО. Его начальник Ольга Зеткина рассказывает «ИМ» о том, просто ли получить грант, поможет ли кто-то в оформлении заявки, и как не опустить руки, если она не выиграла.

— Ольга Владимировна, недавно Президент России выделил два дополнительных миллиарда рублей Фонду президентских грантов. Для чего предназначены эти средства?

— Эти средства будут направлены на внеочередной конкурс. Подать заявку на сайте президентскиегранты.рф можно с 15 июля по 15 августа по двум направлениям. Первое – развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников – для инициатив, связанных с гуманитарной и благотворительной деятельностью за пределами России, в первую очередь на Донбассе. Второе – социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан – для проектов на территории России. Победители будут определены в сентябре, а реализовывать проекты они могут начать уже с первого октября. Средства выделяются некоммерческим и негосударственным организациям.

— Расскажите, много ли вообще от Мордовии подается заявок на получение?

— Давайте возьмем последние пять лет. Гранты Президента выиграли 178 проектов на общую сумму 178 миллионов рублей. При этом в год подается чуть больше двухсот заявок, побеждают примерно 31-35 на общую сумму 33-40 миллионов рублей. По Фонду культурных инициатив ситуация в целом похожа: на один конкурс подаются 125 проектов и примерно 19 из них выигрывают. Сумма привлеченных средств по результатам одного конкурса – 20-23 млн рублей.

— Какие это проекты?

— Из самых разных сфер. Направления грантов Президента – охрана здоровья граждан и пропаганда здорового образа жизни, поддержка культуры и искусств, сохранение исторической памяти, патриотическое воспитание, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, социальная поддержка и защита граждан.

У нас в регионе есть организации, которые постоянно участвуют в конкурсах и выигрывают. Например, это АНО Социального обслуживания граждан «Вера», АНО Центр науки, аналитики, образовательных и социальных технологий «Научный ресурс», АНО Дополнительного образования «Учебно-развивающий центр «Детская парковка» — у каждой организации по пять выигранных грантов от Фонда за последние шесть лет.

— Но при этом получает поддержку только шестая часть от всех заявок. Эта цифра Вам  кажется удовлетворительной?

— Конечно, нет. На самом деле не только число выигравших заявок, но и поданных оставляет желать лучшего. Мы сейчас активно работаем, чтобы повысить эти показатели. Но дело не в цифрах, не в статистике, а в том, чтобы идеи и инициативы, которые реально могли бы способствовать развитию нашей республики, дошли до реализации. А идей много, причём это не какие-то гипотетические авантюры, а вполне реалистичные проекты.

— Но что-то же мешает их успеху?

— Причины бывают разными, но часто препятствия к получению поддержки оказываются совершенно не критичными. Велика доля технических ошибок. Человек подает от своей организации идеальный проект, и, спеша успеть загрузить его к дедлайну, забывает заполнить какую-то графу. Очень многие общественники разочаровываются после первой неудачной попытки, причем бывает, что первый подготовленный проект изначально обречен даже по своему содержанию. Человек не оценил, не посмотрел критично на проект, и не понял, что сама по себе идея не жизнеспособна. Но при этом у него очень много по-настоящему перспективных мероприятий, которые при нормальном оформлении получили бы поддержку.

Вообще, мы выделили несколько основных причин низких баллов. Это отсутствие опыта и знаний в проектной деятельности у сотрудников НКО, слабая методическая и информационная база, информационная «закрытость» — то есть, отсутствие у организации элементарного сайта, страницы в соцсетях, «мертвые» счета организаций, отсутствие движения финансов, отсутствие собственного участия в финансовом обеспечении проекта (в том числе софинансирования – неумение привлечь партнеров). Вот с этими причинами нужно плотно работать. 

— То есть, к вам может прийти представитель любой общественной организации республики и вы с ним бесплатно проработаете его проект?

— Только рады будем. Важно, что у нас организовано и систематическое обучение представителей НКО. То есть, совсем не нужно ждать «провала» своей заявки, чтобы прийти к нам в отдел «работать над ошибками». У нас действуют регулярные практикумы и семинары и экспертизы проектов. Наш отдел работает полгода, за это время 74 НКО прошли обучение проектной деятельности. Экспертизу проектов посетили представители 45-ти организаций. При этом человек может выслушать рекомендации экспертов, которых мы привлекаем из числа пишущих и выигрывающих, но остаться при своем мнении. Здесь главное – получить обратную связь.

— Кстати, кто вообще инициировал создание вашего отдела?

— Это решение Главы Мордовии Артёма Здунова, реализованное после его избрания и вступления в должность. Также содействовали и содействуют сотрудники администрации Главы, руководство и аппарат Общественной палаты республики. Мы понимаем, что работа координированной структуры, курирующей проектную деятельность, крайне необходима.

— Какая вообще польза от выигранных грантов для республики? Ведь может сложиться впечатление, что деньги получает конкретный человек или группа людей, и это их личное дело.

— На самом деле деньги получают не человек или группа людей, деньги получают на конкретное социально значимое дело. Общественное объединение является некоммерческой организацией, которая не ставит целью своего существования получение прибыли. Хотя в проект может быть заложена зарплата исполнителей. Если суть заявки не в самом получении денег, тогда в чем? В том, чтобы сделать жизнь вокруг нас лучше, чтобы наша республика и вся страна усиленно развивалась. Вот есть ряд проектов, посвященных детям с ограниченными возможностями здоровья.

Эти мероприятия предусматривают организацию досуга для маленьких инвалидов, к примеру, выезды на рыбалку за город. Может не требоваться аренда водоема – его хозяин предоставит на благое дело бесплатно. Но аренда оборудованного по всем требованиям транспорта, ГСМ, все равно упираются в траты. Или цикл еженедельных занятий с теми же особенными детьми арт-терапией. С детьми бесплатно занимаются обученные волонтеры, бесплатно предоставляется помещение, но канцтовары и огромное количество расходников все равно требуют денег. Важны ли подобные проекты для всех нас? Однозначно. Во-первых, мы помогаем социализации и развитию детей, многие из которых раньше просто никуда не выходили из дома. Во-вторых, это помогает их родителям – членам нашего общества, которые не должны чувствовать себя брошенными. В-третьих — и это, возможно, самое главное — такие проекты призваны пробуждать в каждом из нас самые лучшие человеческие качества: милосердие, сострадание, готовность к взаимовыручке, внимание к землякам, ближним, соотечественникам, и вообще ко всем, кто в этом внимании нуждается. Все эти качества – исконные вековые отличия жителей России.

Но, очевидно, ваш вопрос касался в большей степени привлеченных в республику средств. Исполнители, контрагенты, с которыми будут работать НКО при реализации проекта, все материальные закупки – все это осуществляется чаще всего в границах нашей республики и поддерживает экономику региона. То есть, эти средства остаются в Мордовии.

— Вы отслеживаете районы-аутсайдеры и районы-лидеры по количеству поданных заявок?

— Да. В этом году, например, в Фонд президентских грантов из четырех районов вообще не было подано ни одной заявки. Называть их не буду. Из большинства других районов поступило по две заявки. Но основная задача – именно в улучшении качества заявляемых проектов. У нас есть перед глазами пример Ардатовского муниципалитета, откуда было подано 11 заявок, но выиграла только одна. То есть, там живут и работают активные люди, которым нужно помочь. Иначе они перегорят, опустят руки, и в следующем году ничего не заявят.

Потенциал работы не просто не исчерпан, он огромен. И все вместе мы сможем реализовать очень важные и масштабные дела.

Телефон отдела 39-19-86,  все желающие НКО могут получить от нас поддержку.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости