Это неправда, что вещей, от которых невозможно оторвать взгляд, на свете только три. Их, безусловно, больше, а может, и бесконечное множество. Для меня в этом списке и известная всем облепиха.
В старину говорили: «Облепиха отведёт любое лихо». За густо и плотно прилегающие к веткам ягоды она и получила это название.
Собрать ее ягоды – подвиг?
Название «облепиха» самое известное, но далеко не единственное. Она же — северный, или сибирский ананас. А еще облепиху, даже обидно за нее, называют дерезой. Близкая родня помидоров и картошки, настоящая дереза, – ядовитое растение из семейства пасленовых. Ее ягоды своим видом напоминают мне конфетки из детства «морские камушки», и свежими ядовиты. Больше известны они как ягоды годжи, разрекламированные в свое время в Америке как средство от всех заболеваний и рецепт долгожительства.
Название дереза у облепихи, похоже, от того, что очень уж царапает она своими колючками руки тех, кто собирает облепиховые ягоды. Взять их с веток кустарника в перчатках нет смысла, а без перчаток — все равно, что подвиг. В царапины на руках попадает богатый витамином С сок ягод, вызывая их жжение. Но даже если и не поцарапаешься, неприятные моменты от сбора облепихи все равно испытаешь. Невозможно собрать с веток ее ягоды, чтобы хоть одна не лопнула и не окрасила пальцы в цвет, который остается при обработке ран йодом. Дело крайне непростое и кропотливое. Не просто ведь так, похоже, и толкователи снов одинаково высказываются на этот счет: «Если во сне привидится, что собираете облепиху, знайте – вас ждёт скучная, утомительная работа».
Сейчас облепиху, которая в России раньше других регионов появилась в Сибири, при желании могут собирать все, а в древности ее сбор был исключительной привилегией шаманов, и это, наверное, оттого, что у этих людей предполагалось наличие каких-то особых качеств.
Счастья в ней больше, чем в шоколаде
Минуло не одно десятилетие, как и сам я принес и посадил впервые на свой дачный участок облепиховый куст. Было это как раз осенью 1986 года, в котором по весне произошла Чернобыльская катастрофа, и мало кто даже из медиков знал, чем можно помочь ее жертвам. Красное вино медики тоже рекомендовали, но препараты из корня лапчатки белой и облепихи были первыми из средств, которые они начали применять для лечения облучившихся радиоактивными веществами ликвидаторов.
Но еще до Чернобыля облепиха стала в медицине и фармакологии очень востребованной. Люди старшего поколения помнят: достать в аптеке флакончик облепихового масла было в советское время не легче, чем купить баночку икры. В форме крема, который защищает от радиации, а также как одно из составляющих рациона космонавтов облепиха продолжает отправляться и в далекий космос.
Если верить диетологам, всего 100 граммов облепихи в день обеспечат организм человека всеми необходимыми питательными элементами. Витамин С, который есть в ягодах, полностью сохраняется даже при их кулинарной обработке, и это благодаря особому в них ферменту, предотвращающему разрушение этого витамина при нагревании ягод. В природе есть много и других богатых источников витамина С, но таким ферментом природа наделила только облепиху. Поэтому хоть компот, хоть варенье из облепихи полезны так же, как и только что сорванные с ее веток ягоды.
А называемого «гормоном счастья» серотонина в облепихе в тысячу раз больше, чем в бананах и шоколаде. На Олимпийских играх 1988 года в Сеуле китайским спортсменам для достижения лучших результатов давали напитки из облепихи. На этих Играх они завоевали 28 медалей, из которых 5 золотых, 11 серебряных, 12 бронзовых. А еще раньше, в 1977 году, облепиха была официально занесена и в государственную фармакопею Китая.
Перестарались солдатики
Отпрыски посаженной мной облепихи скоро стали разбегаться в сторону от материнского дерева. Хоть и из семейства лоховых облепиха, но никак она не лох! Скорее, можно назвать ее смелым пионером-первопроходцем в освоении новых территорий. За родной изгородью наведались облепиховые «детки» на участок соседа, который от них радости не испытал, зато извел пришельцев в самом их зачатке. А мне, уверенный, что ему не откажу, сосед сказал: «Если попрошу горсть ягод, ты ведь со мной поделишься?».
А я сменил место жительства, поэтому не знаю, что стало с моей облепихой. Но вспомнил о ней, когда попался случайно на глаза рассказ Сергея Мельникова «Облепиха», в котором он поделился случаем из армейской жизни. Два солдатика работали у себя в части кочегарами. Крепко заснув на теплом посту, проморгали они, как топливо в топке полностью выгорело, и огонь совсем погас. Не долго думая, снова накидали кочегары в топку угля и, стоя прямо перед ней, облили его бензином.
Горючее в ту же секунду вспыхнуло и, вырвавшись из топки, обожгло обоим лица так, что не смогли они открыть глаза. Дежурный фельдшер вызвал «скорую», и пока она ехала, одному из экспериментаторов сам смазал обожженные места на лице облепиховым маслом. Второму не успел: приехавшая «скорая» забрала его с собой. А от пострадавшего, которому фельдшер оказал помощь, медики отказались: «Сами начали лечить, сами и долечивайте».
Фельдшер наложил на ожог повязку с облепиховым маслом, а когда через пять дней ее снял, увидел под ней тонкую розовую кожу. Ее он продолжал смазывать трижды в день. А когда привезли из больницы второго кочегара, сослуживцы увидели, как неодинаково заживали у обоих лица. У леченного облепихой оно было розовое и с гладкой, как у новорожденного, кожей, а у другого кожа на лице еще очень долго пугала и его самого.
Отчего «блестели» Пегас и Буцефал?
Много легенд про облепиху связано с лошадьми. Латинское ее название и переводится на русский язык как «блестящая лошадь». Поэт с упоением будет рассказывать о своем вдохновителе на творчество — крылатом коне с горы Олимп Пегасе, который, оказывается, тоже был большим почитателем облепихи. От ее ягод у Пегаса отросла шикарная, развевающаяся на ветру грива, сияла шерсть. И это потому, что лошади, кормившиеся в Элладе (такое название было у Древней Греции) на «вольных хлебах» в зарослях облепихи, становились упитанными, у них начинали отливать серебром шкура и грива, что и сегодня можно считать свидетельством отличной формы этих животных.
Лошади в Древней Греции участвовали и в Олимпийских играх, при подготовке к которым их для большей выносливости, улучшения общего состояния и внешнего вида тоже кормили листьями, молодыми побегами и ягодами облепихи.
Но Пегас – существо все-таки мифическое, шкуру, гриву и шикарный хвост которого теряющее берега воображение поэтов украсило отливающим серебром блеском, а к спине прикрепило вдохновляющие их на творчество крылья. Но очень даже правдоподобна «лошадиная версия» о латинском названии облепихи, которую легенда связывает с именем Александра Македонского. Якобы он накачивал любимого коня Буцефала и других измотанных в дальних походах лошадей всего своего войска силой, подкармливая их веточками облепихи.