Речка Иссера протекает совсем неподалеку от старинного ичалковского села Камаево в Мордовии. Река начинается на западной окраине лобаскинского леса, длина ее всего-навсего двадцать километров. Иссера скромно несет свои воды в Инсар, а потом попадает в Алатырь, Суру и «растворяется» в огромной российской Волге-матушке. Так и небольшое ичалковское село Камаево является частицей необъятной нашей страны.
Иссера помнит на своем веку многое, например, как провожали мамы Камаева своих безусых сыновей на фронта Великой Отечественной войны. Многие ребята так и не вернулись с полей сражений, их фамилии остались лишь строчками на сельском обелиске: Ваняшины, Криушонковы, Киляковы, Аринины, Кулаковы, Дубиковы, Жидковы, Павельевы… Иссера помнит каждого из них: те пацаны довоенной поры бегали к ней, играли-резвились, ловили окуней. Потом в один миг повзрослели, стали героями-защитниками Отечества.
Думы Иссеры
Речушка Иссера помнит и послевоенное становление колхоза на камаевских землях. Разные приходились времена: эпизодически происходили то «подъемы», то «упадки». На многие гектары были посажены здесь яблоневые сады. Земли здесь неплохие, большей частью черноземы. Для садов – в самый раз! За всем яблоневым хозяйством нужен был не только пригляд в виде охраны, но и должный уход. А вот с этим на переломе исторических эпох у камаевцев образовались проблемы.
В 70-е годы прошлого века Камаево являлось центром бригад колхоза им. Карла Маркса. Не было грандиозных подвигов в сельхозпроизводстве, но в твердых «хорошистах» камаевцы в ту пору были всегда, рейтинговые показатели родного района никогда не омрачали.
К середине 80-х годов Камаево ждала участь многих неперспективных сел, стертых с лица земли безжалостным временем и близорукостью, проводимой по отношению к сельскому хозяйству политики. К счастью, Камаеву такой судьбы удалось тогда избежать. А обязано оно этим молодому руководителю, экономисту по образованию Николаю Шлукину, вставшему в 1985 году у руля колхоза «Победа», организованного на базе отдаленной бригады.
Как была рада Иссера, что в село, заросшее репьями двухметровой высоты, в ноябре 1985 года прибыл толковый руководитель, душой болеющий за порученное дело и за простых камаевских жителей!
И это все о нем…
Николай Викторович Шлукин родился 3 ноября 1954 года в селе Ведянцы Ичалковского района в семье простых крестьян. Обучался в Кемлянском сельхозтехникуме. После окончания учебы был призван в ряды Советской Армии. Получил высшее образование. Поработал на разных ответственных должностях в Ичалковском районе. В неполные 31 год был избран председателем вновь организованного колхоза «Победа» в селе Камаево, где и проявились его организаторские способности, талант и неиссякаемая энергия.
То, что сделал Шлукин, мало кому удавалось. Секретарь партийной организации в колхозе-середнячке набрался решимости круто изменить, в первую очередь, свою собственную жизнь. Он уехал на другой край района и взял под свою ответственность умирающее сельцо Камаево, в котором к тому времени оставалось на все про все двенадцать трудоспособных колхозников. Воду для тракторов в холода грели в частной бане, а про надои, привесы и урожаи, приличествующие неплохим, в принципе, землям, забыть успели давно и прочно.
Николай Викторович хотел видеть прообраз нового села, в котором каждый бы работал на себя, и своей землей распоряжался по собственному усмотрению, а не под диктовку бригадира, управляющего или председателя колхоза. Для этого с согласия большинства поделили колхозную землю на паи, материальные ценности – тоже, и бывшие колхозники стали «свободными землепашцами».
Уже через пару лет вновь созданный в Камаеве колхоз «Победа» удивил всех в округе невиданными ранее результатами, рассчитался с кредитами. Уже этого, согласитесь, было вполне достаточно для того, чтобы имя Шлукина осталось в истории.
Молодой председатель колхоза сумел создать и сплотить коллектив, который поверил в него, пошел за лидером. За время работы в селе Камаево были построены детский сад, школа, магазин, культурно-спортивный комплекс, дорога, медпункт, гараж, фермы. Построены и отремонтированы более 60 домов, проведен газ. Численность населения увеличилась с 80 до 214 человек.
Яблоневый рай
Жизнь скоротечна. Разве кто мог подумать, что Н.В. Шлукина не станет в самом расцвете жизни – в 47 лет! Это случилось в 2001 году. Его жизнь — яркий пример служению Отчизне. Позже в Камаеве, на площади возле Дома культуры, был установлен бюст в честь легендарного председателя. У подножия памятника растут цветы: благодарные односельчане как бы отчитываются перед тем, кому обязаны своим возрождением.
Речка Иссера тяжко переживала за то, что сотни яблонь в последние годы увядали, старели, обветшали. Исчезли школа, медпункт, магазин, отделение почтовой связи… Постепенно стало сокращаться и население. Слава Богу, что по инициативе сыновей Николая Викторовича Шлукина — Михаила и Андрея Шлукиных в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне был заложен большой яблоневый сад. Сейчас молодым яблонькам, символу очередного возрождения села, уже четыре года.
Творческий десант
На днях речка Иссера самой первой увидела приезд самодеятельных певуний из Атяшевского района и корреспондента газеты «Известия Мордовии». Сейчас в Камаеве проживает около ста человек. Многие из них не помнят, когда в последний раз были на большом концерте в сельском клубе. А тут такая радость! Душевным экскурсоводом по местным достопримечательностям стал Михаил Шлукин: он показал памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны на высоченном постаменте, яблоневый сад, Дом культуры, спортзал. Посетили мы и сельский «Уголок старины» с невиданным нами ранее экспонатом – «балвашкой»: причудливой деревянной заготовкой для производства головных уборов от местного умельца.
Атяшевские артисты художественной самодеятельности, педагоги-ветераны по зову сердца и под руководством душевного человека, уроженца села Лобаски Евгения Николаевича Шульгова организовали в Камаеве благотворительный концерт. Марину Атласову и Ирину Котину зрители узнали сразу: они участвовали в популярной телепрограмме Андрея Малахова «Песни для души»! С ними пела Лидия Саврушкина.
Аплодисментов артистам не жалели. Звонкие и самобытные голоса атяшевских «соловушек» прозвучали в тот день не только в клубе, но и на улицах села и в обновленном саду. Пели о любви к Родине, родителям, родному селу.